Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Федеральная космическая программа России на ближайшее десятилетие, официальное подписание которой ожидается 15 августа, ориентирована, прежде всего, на глубокую модернизацию имеющихся и создание новых образцов космической техники. Ясно, что такую задачу без внедрения передовых научных разработок, появившихся в итоге фундаментальных исследований, осуществить невозможно.
Альянс фундаментальной науки и промышленности, который позволит России сохранить ведущие позиции на мировом рынке космонавтики, состоялся 3 августа. В этот день руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов и председатель Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Владислав Хомич подписали соглашение о взаимодействии.
В эксклюзивном интервью обозревателю «РИА Новости» Анатолий Перминов подчеркнул, что «данное соглашение носит рамочный характер, и оно будет подкрепляться другими соглашениями в конкретных областях». Иными словами, обе стороны изберут главные направления деятельности, важные «для науки и государства».
Если оценивать это с точки зрения прагматизма, а именно последним понятием определяется сегодня во многом ценность того или иного шага в области космических исследований, то можно выделить два ключевых направления сотрудничества науки и космического производства. Создание многоразовой транспортной системы «Клипер» и разработка новых космических аппаратов, прежде всего, спутников связи с повышенным сроком активного существования.
Эксплуатация многоразового носителя позволит России, по мнению Перминова, не только активно выполнять, скажем, программу МКС, но и осуществлять межпланетные исследования, включая пилотируемые полеты. Но «как образец новой техники, разработка этого корабля потребует новых технических решений, технологий и материалов», - подчеркнул глава Роскосмоса.
Так, в Ракетно-космической корпорации «Энергия» - головном предприятии по программе «Клипер» появилась идея космического многоразового корабля так называемого, гибридного типа. В его концепции заложена комбинация космических кораблей капсульного типа, таких как «Союз» и крылатого – «Буран». Цель создания такого корабля, по мнению одного из руководителей «Энергии» Владимира Сыромятникова, - «более надежно и безопасно летать в космос».
Лишний раз подчеркивать важность разработки новых спутников связи и мониторинга земной поверхности, коммерческое использование которых составляет сегодня в мире до 70% рынка, нет необходимости. В этой связи «нам необходимо успешно завершить эксплуатацию старых аппаратов и приступить к производству спутников, активный срок существования которых достигает 12 лет. Такие наработки у нас имеются», - заключает Перминов.
Спутники, которые производит, например, сибирское НПО им. Решетнева, «ни чем не уступают мировым аналогам и конкурентоспособны по ценам. Самая сложная задача – выйти на рынок, уже поделенный между основными игроками, где Россию никто не ждет», - заявил в конце июля на брифинге замглавы Роскосмоса Николай Моисеев.
Но ситуация вскоре может коренным образом измениться. В последние дни прошлого месяца правительство одобрило проект Анатолия Перминова по созданию корпорации «Информационные спутниковые системы», что приведет к появлению в лице России нового мощного игрока на важнейшем направлении мирового рынка космических услуг. Причем, бизнес-план новой корпорации уже сформирован.
Таким образом, два подряд инициированных Роскосмосом научно-организационных шага не могут не привести к главному – успешному выполнению национальной космической программы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции