Рейтинг@Mail.ru
Что после пекинских переговоров о Корее? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что после пекинских переговоров о Корее?

Читать ria.ru в
Дзен
Несколько дней назад в мировой дипломатии можно было наблюдать необычную ситуацию. Шесть заместителей министров иностранных дел (или люди, примерно равные им по статусу) вели изнурительную борьбу за успех четвертого раунда переговоров по «корейской ядерной проблеме» в Пекине – речь идет о Северной Корее и США, а также России, Японии, Китае и Южной Корее. А в нескольких часах лета от Пекина, в лаосской столице Вьентьяне, начальники этой великолепной шестерки – министры иностранных дел тех же стран или представляющие их лица – решали вопросы безопасности Тихоокеанского региона, но ровным счетом ничего не могли сделать, чтобы помочь своим заместителям в Пекине...

Политический обозреватель РИА «Новости» Дмитрий Косырев.

Несколько дней назад в мировой дипломатии можно было наблюдать необычную ситуацию. Шесть заместителей министров иностранных дел (или люди, примерно равные им по статусу) вели изнурительную борьбу за успех четвертого раунда переговоров по «корейской ядерной проблеме» в Пекине – речь идет о Северной Корее и США, а также России, Японии, Китае и Южной Корее. А в нескольких часах лета от Пекина, в лаосской столице Вьентьяне, начальники этой великолепной шестерки – министры иностранных дел тех же стран или представляющие их лица – решали вопросы безопасности Тихоокеанского региона, но ровным счетом ничего не могли сделать, чтобы помочь своим заместителям в Пекине. «Оставалось только молиться за их успех и принимать заявления с пожеланием успеха пекинскому раунду», - заявляет источник, близкий к южнокорейской делегации во Вьентьяне.

То, что происходило в столице Лаоса, называется Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ). АРФ объединяет десять стран Юго-Восточной Азии, входящих в группировку АСЕАН, и их партнеров по диалогу – в число которых входят те же США, Южная и Северная Кореи, Россия, Китай и Япония. И поэтому естественный вопрос – какой будет судьба двух переговорных механизмов, пекинского и асеановского, после того, как «корейская ядерная проблема» будет решена.

На форуме в Лаосе по этому вопросу возникли две «школы мысли» – оптимисты и пессимисты. Последние вполне допускают вариант, при котором «корейская проблема» превратится в «дальневосточный Ближний Восток», то есть потребует бесконечных и ничего по сути не дающих переговоров. Северокорейский министр, присутствуя уже далеко не первый раз в заседаниях АРФ, по сути в них не участвует, указывают эти пессимисты. По словам источника из российской делегации в Лаосе, гость из Пхеньяна – Пэк Нам Сун – зачитывает там пропагандистскую речь, в основном критикующую США, и не участвует в прочих делах, обсуждаемых на форуме. Не участвуют северокорейцы и в особом изобретении АРФ – концерте дипломатической самодеятельности, когда поют и шутят все.

Это притом, что вступление Северной Кореи в ряды участников АРФ задумывалось именно как способ интегрировать пхеньянский режим в дела региона.

Оптимисты же указывают на прогресс, достигнутый в Пекине. Их вдохновляет одна лишь изменившаяся атмосфера переговоров, где два непримиримых ранее противника, США и Северная Корея, действительно были заняты работой по сближению позиций.

Заслуга принадлежит во многом "новому стилю" дипломатии госсекретаря США Кондолизы Райс. Благодаря ей США публично заявили, что считают КНДР суверенным государством, ее новый представитель на шестисторонних переговорах несколько раз отдельно встречался там с северокорейским коллегой. Наконец, и сам представитель был заменен – заместитель госсекретаря Кристофер Хилл пришел на смену Джеймсу Келли, человеку, который по сути и начал кризис, обвинив осенью 2003 года Пхеньян в "признании" в наличии ядерных программ – признании, которого, по словам северокорейских дипломатов, не было, как не было и программ.

Можно уверенно говорить, что через несколько месяцев или через год будет достигнуто соглашение, по которому Пхеньян откажется от идеи создания своего ядерного оружия и получит за это помощь в идущих даже сейчас преобразованиях своей экономики.

И тогда шестисторонние переговоры можно будет или закрывать – или преобразовывать их в организацию развития Корейского полуострова. Этот механизм нужен всем шести его участникам хотя бы для того, чтобы не перессориться из-за будущих инвестиций в необходимые двум Кореям проекты: железные дороги, электростанции, новые предприятия, создания новых правил торговли и расчетов, и многого другого.

Впрочем, этот процесс идет и не дожидаясь успешного завершения переговорного процесса. Так, пока шли переговоры в Пекине, Северная и Южная Кореи договорились об открытии автомобильного и железнодорожного сообщения через границу в октябре, для чего Сеул предоставит своим северным братьям строительные материалы и оборудование, а также техническую поддержку.

Вопрос только в том, какой подход выберет "новая дипломатия" Кондолизы Райс. Не захочет ли она уговорить Пхеньян выбросить шестисторонний механизм, чтобы ослабить ведущую роль Китая – хозяина и главного организатора переговоров - в азиатских делах. С другой стороны, не только на "корейских" переговорах, но и на форумах АРФ эта ведущая роль очевиднее с каждым годом.

Ни один из высокопоставленных дипломатов, имеющих отношение к корейской проблематике, не станет сегодня делать заявлений на эти темы по соображениям осторожности. Тем не менее, именно в этом направлении сориентированы мысли всех, кто вырабатывает планы для Азии на ближайшие 10-15 лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала