МОСКВА, 25 июл - РИА "Новости". Принятый в пятницу парламентом Молдавии закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья" позволит усилить давление Кишинева на Россию в связи с ее военным присутствие в Приднестровье.
Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал директор Института политических исследований, президент Национального гражданского совета по международной политике Сергей Марков.
"Этот закон является огромным шагом назад от урегулирования (молдавско-приднестровского конфликта)", - подчеркнул российский эксперт. "С точки зрения российских военных баз, Кишинев пытается усилить давление на Россию", - сказал он.
"Позже, он (Кишинев), наверное, будет "бегать" по всем европейским столицам и говорить о том, что мы, мол, дали Приднестровью автономию, пытаясь обмануть мало информированное европейское мнение. Кишинев будет спрашивать одобрения на возможное применение силы", - считает эксперт.
"Задача России в этой связи показать Европе, что Кишинев обманывает ее", - считает Марков. "Этот закон предполагает не шаг к признанию прав Приднестровья, а шаг от переговоров", - подчеркнул он.
"Закон никоим образом не представляет собой шаг к миру, это ни в коем случае не шаг Кишинева навстречу Тирасполю. В лучшем случае его (закон) забудут, в худшем случае Кишинев может использовать этот документ в качестве законного обеспечения возможной силовой операции", - полагает политолог.
"То, что в законе ставится условие демилитаризации Приднестровья, является недостатком закона", - отмечает он.
"То есть речь идет о выводе всех российских войск, на которые население Приднестровья "молится" как на единственных гарантов предотвращения карательных силовых операций молдавских властей", - считает Марков.
При этом, замечает он, "в документе ничего не говорится о федерализме, в то время как федеральное устройство Молдавии могло бы быть выходом из тупика".
"Договор говорит об автономии, в то время как Приднестровье экономически сильнее, чем вся остальная Молдавия. А ему предлагают статус как у Гагаузии - крохотной части Молдавии. Это самый главный недостаток документа", - полагает эксперт.
То есть Кишинев этим законом отказывается вести переговоры с Тирасполем по самому главному вопросу для решения проблем - о государственном устройстве Молдавии, заключает он.
По его словам, при этом молдавское руководство ставит вопрос о демократизации Приднестровья, но не ставит вопрос о демократизации самой Молдавии.
"Хотя проблема демократизации есть у обеих сторон. Только проблемы Приднестровья Кишинев признает общими, а собственные отказывается рассматривать как общие и хочет решать их самостоятельно", - отмечает Сергей Марков.
Принятый парламентом закон закрепляет за Приднестровьем статус "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова". Также закон устанавливает, что "суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основании законодательства Республики Молдова".
Следующим шагом, согласно документу, должно стать проведение демократических выборов, избрание нового руководства Приднестровья, совместно с которым парламент Молдавии примет окончательный документ о статусе Приднестровья в составе Молдавии.
За принятие закона в окончательном чтении проголосовало 75 депутатов молдавского парламента.