Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Оказавшее неожиданностью для рынков решение китайского правительства повысить курс своей национальной валюты на 2 %, по мнению экспертов, способно изменить стратегическую ситуацию на мировом валютном рынке и дать толчок новой долговременной тенденции к удешевлению доллара. Кроме того, появляются опасения, что ревальвация юаня может стать одним из фундаментальных факторов сохранения высоких нефтяных цен.
Совершенно очевидно, что, хотя укрепление юаня сделает китайские экспортные товары немного дороже, этот шаг позволит Китаю снизить давление на экономику высоких цен на сырье.
Отказ Китая, который является вторым в мире после США потребителем нефтепродуктов, от привязки курса своей национальной валюты к американскому доллару удешевит для него импорт "черного золота". Это, в свою очередь, должно стимулировать расширение поставок нефти в КНР во втором полугодии.
Ростом нефтяных котировок прореагировала на ревальвацию юаня Нью-йоркская товарно-сырьевая биржа. В пятницу 22 июля с.г.торги на ней завершились на отметке $58,65 за баррель, что на $1,52 больше показателя закрытия четверга. Подорожали также фьючерсы на поставку мазута и бензина.
Цена сентябрьских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в ходе торгов в электронной системе Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) в пятницу утром выросла на $0,37 по сравнению с итоговой котировкой четверга и составляет $57,5 за баррель, сообщило агентство Bloomberg.
Нефть дорожает в результате перехода Китая к плавающему курсу юаня, что привело к снижению стоимости импорта, оплачиваемого в американской валюте. Тенденция может быть только повышательной на фоне роста продаж топлива в Китае в первом полугодии на 37%. Страна демонстрирует продолжающийся экономический рост. Импорт нефти в январе-июне 2005 года увеличился на 3,9%.
Неожиданное объявление Пекина о ревальвации юаня вызвало в пятницу 22 июля в Токио обвальное падение курса американской валюты по отношению к иене. По состоянию на 09:00. по местному времени за один доллар давали примерно 110,5 иены (112,3 в четверг вечером). Как сообщается, инвесторы в Токио массированно сбрасывают американские доллары и закупают валюту азиатских стран. Распространяется информация о том, что Пекин может в перспективе пойти на новое повышение курса юаня. Это же мнение высказывают и некоторые эксперты. Так, аналитик по валютной стратегии BNP Paribas Asset Management Ханс Редекер (Hans Redeker) полагает, что рост юаня может оказаться куда больше 2%, что у китайской валюты есть потенциал для роста на 8% до конца этого года.
Таким образом, решение монетарных властей КНР только закрепило тенденцию «выхода» азиатских валют из доллара. В этом году уже четыре азиатские страны отказались от искусственного ослабления своих национальных валют к американскому доллару. Так, в конце мая председатель Банка Кореи заявил, что банк намерен прекратить интервенции на рынке, так как накопил достаточно валютных резервов (206 млрд. долл.) и вышел по этому показателю на четвертое место в мире. В тот же день власти Гонконга заявили, что они отказываются от жесткой привязки своей валюты к доллару, и ввели коридор в 7,75-7,85 гонконгских доллара за доллар США. Наконец, в четверг, спустя буквально минуты после заявления Банка Китая, об аналогичном решении объявил и Банк Негара, центральный банк Малайзии.
Аналитики опасаются, что отказ от искусственного ослабления азиатских валют, в первую очередь юаня, может серьезно ослабить позиции доллара на мировом рынке – в том числе и к евро. Ведь для того, чтобы не давать своим валютам крепчать относительно доллара, азиатские центральные банки были вынуждены скупать на рынке долларовые активы и пополнять ими свои валютные резервы. Отказ от такой политики может вызвать падение спроса на доллары.
А вслед за этим – и интереса к американским ценным бумагам. Уже сейчас эксперты швейцарского UBS утверждают, что «…развитие событий предполагает уменьшение спроса на бумаги Казначейства (Treasuries)». Что девальвирует усилия ФРС за счет плавного подъема ставки рефинансирования этот спрос усилить. На практике альтернативой вложений в бумаги американского казначейства в последнее время постоянно оказывались хэджевые фонды, оперирующие на сырьевых рынках.
Было бы недальновидным исключать, что финансовый разворот Китая и его азиатских соседей не станет поводом для спекулянтов еще сильнее «разогреть» нефтяные рынки. Тем более, что явно скоординированные действия азиатских Центробанков сильно напоминают формирующийся «валютный картель». Так что повод для «бычьих» тенденций появился действительно фундаментальный.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции