Рейтинг@Mail.ru
В центре внимания вновь вопрос формирования Верхней палаты - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В центре внимания вновь вопрос формирования Верхней палаты

Читать ria.ru в
Российским сенаторам - ничто человеческое не чуждо. Они дружно ушли в отпуск, пообещав вернуться в верхнюю палату парламента в середине сентября. Но, даже в их отсутствие не прекращаются дискуссии о том, какой нам нужен Совет Федерации? Вначале, на волне всеобщего реформирования нашей жизни, сенаторов избирали путем прямых выборов. Затем – регионы делегировали в парламент своих губернаторов и глав законодательных собраний. Напоследок их назначают с согласия местных депутатов. Судя по всему, ни один из перечисленных вариантов так и не внес прочного согласия в общество...

Политический обозреватель РИА "Новости" Василий Кононенко

Российским сенаторам - ничто человеческое не чуждо. Они дружно ушли в отпуск, пообещав вернуться в верхнюю палату парламента в середине сентября. Но, даже в их отсутствие не прекращаются дискуссии о том, какой нам нужен Совет Федерации?

Вначале, на волне всеобщего реформирования нашей жизни, сенаторов избирали путем прямых выборов. Затем – регионы делегировали в парламент своих губернаторов и глав законодательных собраний. Напоследок их  назначают с согласия местных депутатов. Судя по всему, ни один из перечисленных вариантов так и не внес прочного согласия в общество. Не случайно, в канун парламентских каникул эксперты и политологи снова заговорили о сенаторской судьбе, задавая риторический вопрос себе и власти: «Кто вы – люди регионов?» Обозреватель РИА «Новости» переадресовал этот вопрос специалисту в области избирательного права Андрею Пржездомскому - исполнительному директору Фонда свободные выборы, который в  недалеком прошлом был заместителем начальника Управления федеральной государственной службы Президента РФ. Вот его мнение. 

- Безусловно, формирование власти путем выборов является базовой ценностью демократии и отказ от этого всегда чреват серьезными издержками для общества. Однако любой принцип, любая идея могут быть сведены на нет извращенными формами их реализации. Так не раз бывало в истории, в том числе в истории нашей страны.

Переход к новой модели формирования региональной исполнительной власти, вызвавший в обществе широкий, в основном негативный, резонанс, лишний раз подтверждает этот тезис. К сожалению,   выборы глав субъектов Федерации за прошедшее десятилетие превратились отнюдь не в соревнование программ, позиций и взглядов, а в циничное, пренебрегающее интересами избирателя, состязание «денежных мешков». В перетягивание канатов между различными группами влияния и кланами, борьбу болезненных амбиций зачастую достаточно серых и невзрачных личностей. Даже криминал, ранее предпочитавший оставаться в тени, почуяв запах власти, стал активно проталкивать на выборах своих «кандидатов», нисколько не опасаясь за их репутацию. Перед нами, можно сказать, замаячила реальная перспектива превратиться в криминальное государство.

Принятое Президентом России решение повысить уровень управляемости процессами, имеющими ключевое значение для развития государства, было вынужденной, но, по моему мнению, абсолютно необходимой мерой. Ни власть, ни общество не имеют права отстранено наблюдать за тем, как «базовая ценность демократии» ведет государство к гибели, деградации и, в конечном счете — к отказу от этой самой ценности, как от ненужного камуфляжа.

К сожалению, на рубеже третьего тысячелетия мы должны признать, что пока не смогли создать достаточных защитных механизмов для ограждения власти от страшных напастей, которые именуются коррупцией, безответственностью и непрофессионализмом. По-видимому, чисто «человеческий фактор», о котором мы так много говорили вслед за Михаилом Горбачевым, опять остается главной и ключевой причиной всех бед и несчастий нашей страны.

Так вот, признавая вполне своевременным переход к новым принципам формирования региональной власти, я должен совершенно четко и недвусмысленно подчеркнуть. Если эта мера не будет обеспечена внятной правовой регламентацией, подкреплена адекватными организационными мерами и разумной степенью прозрачности для общества, мы не только не достигнем желаемого результата, но даже ускорим процесс падения авторитета власти - «нашпиговывания» ее сомнительными в профессиональном и нравственном отношении личностями и вернемся к исходной точке, отягощенные еще большими проблемами, чем прежде.

А что же делать? Да и возможно ли, что-либо сделать в данной конкретной ситуации? Безусловно, можно! Причем для этого не требуются какие-либо сверхусилия, громадные материальные ресурсы и перестройка механизмов управления, чем мы очень любим время от времени заниматься. Обеспечить надежность функционирования власти, а также повысить ее антикоррупционную устойчивость, помогла бы последовательная политика формирования кадрового резерва страны.

В 1994—1996 гг. мне довелось участвовать в реализации подобной программы. За несколько лет была воссоздана система формирования федерального и регионального кадрового резерва, при которой на каждую занятую должность руководителя субъекта РФ и его заместителей, руководителей органов министерств и ведомств, намечалось несколько кандидатур, соответствующих базовым критериям для замещения этих должностей. Это, безусловно, снижало уровень прямого лоббирования назначений, ограждало от опрометчивых кадровых решений. Конечно, справедливости ради надо сказать, не все удалось сделать.

Сейчас же, когда на карту поставлена перспектива возрождения государства, его будущего, принцип «Кадры решают все!», как никогда актуален. Временный (в историческом масштабе) отказ от формирования региональной исполнительной власти путем выборов, нуждается не просто в замене его новым механизмом, позволяющим повысить управляемость властной вертикали. Он требует создания реальных рычагов противодействия коррупции и криминалу, ограждения государства от проникновения к заветным креслам бездарной серости и самодовольного невежества, всех тех, кто видит в системе управления лишь источник личного обогащения. Решив эту задачу, мы сможем сохранить не только «базовые ценности демократии», но и само государство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала