Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.
21 июля патриарх Алексий II торжественно передал в Казанском кремле местным православным верующим чудотворную икону Казанской Божьей матери. Эта икона еще год назад находилась в личных покоях недавно умершего римского папы Иоанна Павла II.
Понтифик очень дорожил ею и все-таки решил возвратить в Россию, как знак возможного примирения двух враждующих ветвей христианства.
28 августа прошлого года икона вернулась в Россию.
История чудотворной иконы началась в XVI веке, когда московский царь Иоанн Грозный захватил столицу татарского ханства Казань и сжег город дотла. Девочка Матрена нашла эту икону на пепелище. В те дни город превратился в горячую груду пепла, а найденный на углях образ Богоматери, написанный красками на деревянной иконе, совершенно не пострадал от огня.
Этот факт тогда настолько поразил современников, что икону сразу признали святыней. Слух о чуде прокатился по всей России. В Казань, к иконе потянулись паломники. Вскоре выяснилось, что несгоревшая икона творит чудеса, что молитва перед иконой приносит несчастным излечение от болезней, что истинно верующим она дарует исполнение чистых желаний, а кающимся грешникам помогает спастись от искушения.
С той поры Казанская икона Божьей матери – стала одной из самых почитаемых икон в России, но вдруг случилось непостижимое - в 1904 году ее украл из храма вор Чайкин, который был вскоре пойман, и который признался на следствии, что драгоценный оклад с иконы продал, деньги пропил, а вот саму икону сжег.
Гибель иконы поразила страну. Святотатство грабителя сочли страшным знамением для империи, - знаком близкой гибели государства и церкви.
Вся надежда оставалась на две копии, которые в XVII веке сделали иконописцы с чудотворной иконы. Их тоже признали чудотворными иконами. Считалось, что одна икона спасла Москву от нашествия поляков в годы царствования Лжедмитрия I, а вторая – спасла Россию в войне с Наполеоном.
В годы революции обе святыни пропали, но незадолго до начала второй мировой войны одна из копий была обнаружена за границей. Сначала находка хранилась в женском Фатимском монастыре, а затем икона была торжественно передана в Ватикан.
В конце концов, она стала любимой иконой Папы Иоанна Павла II, перед ней он молился в своих личных покоях в папском дворце в Ватикане.
Если учесть, что икона Казанской Богоматери выполнена в древнерусской традиции иконописи, и принципиально не похожа на католические образы, то почитание этой иконы главой римской церкви уже сам по себе факт удивительный.
Русская каноническая икона – полная противоположность духу католицизма. В Риме в цене живописная картина на темы Библии и Евангелия. Христос и святые отбрасывают тени от солнца или луны. По кресту распятия струится густая кровь. Рай похож на бал в королевском дворце. Принцип католической картины – эмоциональное переживание библейский событий.
Глядя на картину, католик видит нравоучительную историю веры.
Русская каноническая икона – система символических знаков.
Здесь все условно. Иерусалим – ступеньки для духа святого. Голгофа – горка из условных мазков. Это следы Бога, но никак не настоящие камни. Кровь Христа не кровавые сгустки, а капли света спасения. Невозможно представить на русской иконе Христа, с выбитыми зубами и кожей в занозах и сизыми синяками, как, например, на гениальном алтаре художника Грюневальда в Изенгеймском монастыре. Там Христос превращен пытками в кусок кровавого мяса, прибитый к кресту мучителями.
Христос русской иконы на кресте абсолютно нетронут ни бичами римлян, ни пытками палачей. Он не прибит гвоздями к дереву, а парит над миром. И руки его раскинуты, чтобы обнять мироздание. Тут нет места эмоциям, тут царит не правда фактов, а высшая истина происходящего, сияет смысл событий.
Сикстинская мадонна Рафаэля несет на руках младенца и видно, что дитя имеет вес.
На руках Богоматери у русского мастера Дионисия младенец свят, но веса не имеет.
Каноническая русская икона трудна для восприятия.
“Икона ничего не изображает, она являет”, пишет современный русский иконописец отец Зинон.
Ее смысл - передать присутствие Бога, изобразить не картинку для сердца, а потусторонний взгляд Господа устремленный в тебя.
Православные мистики считают, что иконописец не должен заслонить своим мастерством Бога, что он вообще обязан исчезнуть в акте иконописания. Тогда икона становится подлинной. Она транслирует с неба силу Господа. Вот это качество трансляции божественной силы и делает икону чудотворным ангелом, который, спустившись с неба в храм, прямо к лицу молящегося слышит его молитву, читает его мысли и исполняет мольбу.
Эта вера в слияние с Богом и отличает православную икону от католической иконы.
У католиков культ дистанции между тобою и Богом, культ органной музыки, красоты и проповеди. В этом есть своя правда и сила.
У православных культ близости с Богом, культ происходящего таинства. И это тоже бесценно.
“Не мы смотрим на икону – икона смотрит на нас”, говорил богослов Трубецкой.
Обе традиции и католическая и православная, имеют свои достоинства, но сблизить их без взаимных потерь невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции