Должен признаться прямо и откровенно: несмотря на то, что закончил военно-политическое училище и Военно-политическую академию имени Ленина, семь лет возглавлял отдел пропаганды военного журнала, двадцать шесть лет состоял в КПСС и расстался с партией не по своей воле, она меня, как и миллионы других коммунистов, сама бросила на произвол судьбы в девяносто первом, - но убейте, не знаю и не понимаю, что такое «патриотическое воспитание».
Да, конечно, есть толковые и философские словари. Можно заглянуть туда и прочитать, что «патриотизм – это преданность и любовь своему отечеству, к своему народу». Следовательно, рассуждая логически, патриотическое воспитание – это воспитание преданности и любви к своему отечеству и народу. Но задаю себе простой, напрашивающийся по аналогии вопрос: как можно воспитать любовь к своей матери и семье, где родился и вырос? И тут логика мне отказывает. А жизненный опыт подсказывает – это или есть, или нет. Третьего не дано. Нормальный человек, если он человек, не может не любить свою мать, какой бы она ни была – доброй или не очень. Мать есть мать, и этим все сказано. Воспитывать к ней любовь – бессмысленно. С этим человек рождается и живет.
Правда, есть матери-кукушки, бывают всякие, кто даже хуже мачехи. Но и к ним воспитывать любовь тоже – напрасный труд. Можно только пожалеть ребенка, с которым случилась такая беда, помочь ему найти другую мать, которая заменит родную. Но напоминать о той, что бросила его на произвол судьбы, призывать любить ее… У меня бы язык не повернулся.
Понятно, что на подобные размышления меня навела одобренная на днях правительством программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которую поручено курировать Российскому государственному военному историческому центру при кабинете министров страны. И насторожила не только сама программа, не только то, что в ней явно присутствует «военная направленность», словно защита родины важнее, чем работа на ее процветание и на благополучие собственной семьи, а значит, и государства, но и те огромные деньги, которые запланированы на это бессмысленное, на мой взгляд, и декларативное мероприятие. Они, кстати, с будущего года должны стать самостоятельной строкой бюджета. Это почти полмиллиарда рублей. Точнее - 497,8 млн.
Невольно думаешь: в стране 700 тысяч детей-сирот, о чем каждый день твердит телевизионная реклама, более двух миллионов беспризорных ребят, о чем по телевизору говорят не так часто, практически столько же тех, кто не умеет читать и писать. Неужели правительство не беспокоит, кем они станут, что из них вырастет? Не лучше ли было бы направить эти деньги на дополнительное строительство нескольких детских домов, школ-интернатов, на привлечение туда талантливых, терпеливых и заботливых педагогов-воспитателей? Но в программе патриотического воспитания на этот вопросы нет ответа. Или она на таких граждан России не направлена?
Настораживает меня в этой программе еще и то, что она словно списана с подобных бумаг советского периода нашей истории. Только коммунистические лозунги изложены современным, но тоже бюрократическим языком, а главное – в них осталась все та же воинствующая непримиримость и агрессивная враждебность к тем российским гражданам, кто по тем или иным причинам придерживается несколько иных представлений о реальных жизненных ценностях, и, видимо, «других проявлений патриотизма». Именно поэтому туда вписали такие задачи, как «снижение идеологического противостояния в обществе», «противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации». Понимаю намек, покритиковал, к примеру, эту программу, выразил сомнение в ее необходимости, и ты уже – не патриот, а изгой, человек без родины и отечества. Почти как Герцен, который говорил, что «патриотизм – прибежище…». Не буду цитировать полностью, кто читал, знает. А то, может, после этой цитаты мне и в принадлежности к человеческому роду кто-нибудь откажет. Грустно и смешно.
Нет, совсем не смешно. Дело в том, что современное российское общество до сих пор не имеет ни общей идеологии, ни общей национальной идеи. Не настаиваю, может, они и не нужны. Но тогда кто мне объяснит, на каких идеологических постулатах, на каких фундаментальных государственных и сугубо российских (подчеркнем эти «сугубо российские») морально-нравственных ценностях будут воспитывать патриотизм у наших граждан двадцать два ведомства, обозначенные в правительственной программе? На исторической памяти? На примерах дружбы народов, населяющих страну? На воинских традициях? На трудовых и ратных подвигах? На семейных ценностях? Нет ответа. А кто скажет, чем наш отечественный патриотизм отличается от американского? От английского, китайского, венгерского? От арабского, австралийского или африканского? А в Африке - от тоголезского или сенегальского? Почему один лучше, другой – хуже или наоборот? Или все виды патриотизма равны, все патриоты - нам в пример? Тоже не ясно. И подобных вопросов без ответов можно задавать тысячи.
Убежден, надо рассказывать людям о собственной стране, о ее истории и традициях, о ее героях и подвижниках. Заниматься, в том числе, и историческим просвещением нашей молодежи, но не только ее. Но не декларативно-пропагандистской работой, а просвещением, основанном на фактах, примерах, событиях, их аргументированном объяснении. Причем, всех событий, в полном объеме, без купюр и изъятий. Чтобы и гордость за родное отечество, его правителей и народ захватывала, проникала в ум и сердце. Но боль и страдание тоже. Куда в любви без этого? Помню, в советские времена нас пичкали ура-патриотической фактурой так обильно и сами мы, партийные пропагандисты, повторяли и талдычили все это, как молитву, а при столкновении с другими, отнюдь не столько благостными примерами и интерпретациями родной истории, вдруг охватывала оторопь. Особенно в спорах и дискуссиях с людьми из зарубежья. Ты не знал, что им ответить и как. Аргументов не было. Начетничество мстило за себя со страшной силой. Мы будем возвращаться к такой практике? Или все-таки поумнели за последние пятнадцать лет? Увы, в правительственной программе нет и по этому поводу ни слова.
Может, все-таки, ну ее к лешему, эту программу. А приобщением молодежи к истории отечества, ее просвещением все-таки займутся не большие бюрократические ведомства, а школа и семья? Например, начнут с совсем маленьких дел – с создания биографических сборников «Наша фамилия», «Наш род», «Наша династия» (увы, мало кто сегодня в стране знает своих прадедушек и прабабушек, кем они были, чем занимались, что любили и не любили, а уже о прапраотцах и говорить не приходится – не дворяне, генеалогических древ не вели). Это по силам почти каждому классу, каждой школе, лицею. И даже без миллионов и миллиардов рублей.
Или вот еще. Все-таки доведем ли мы до конца вручение участникам Великой Отечественной, их родным и близким оставшихся бесхозными еще с войны заслуженные ветеранами ордена и медали? Их в Главном управлении кадров Минобороны еще почти миллион. А всего-то делов – снять копии с наградных листов и учетных карточек, послать запросы по старым адресам, пойти по домам, разыскивая фронтовиков или их родственников. Одним кадровикам это не под силу, как и отдельным энтузиастам. А нескольким школам, техникумам и, если по всей стране, - то и десяткам учебных заведений - элементарно по плечу. И можно закончить эту многотрудную и благородную работу за полгода - год. А заодно и узнать, за что именно, где и как заслужили эти награды фронтовики. Не исключено, записать их рассказ для будущих поколений.
Если учесть, что в кадровых органах Минобороны лежат десятки и сотни неврученных наград не только Великой Отечественной, но и афганской, и даже чеченской войны, то ясно, какое это обширное поле работы для юных патриотов… И тоже не надо ни огромных денег, ни шумных мероприятий, ни ведомственного пиара. Тихо, скромно, но главное – полезно. Но, правда, правительственные программы создаются почему-то не для конкретного результата, а как раз таки для пиара. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», благодаря своей бессмысленности, видимо, его уже получило.
…В семидесятых годах прошлого века я проходил стажировку в газете «Красная звезда». Поехал по заданию редакции в командировку на Украину писать о том, как выполняется очередное постановление ЦК КПСС и Совета министров о повышении заботы о фронтовиках. Но вернулся в Москву расстроенным: реальных фактов для положительного очерка была крайне мало. И я винил себя за непрофессионализм, за то, что не сумел собрать что-либо, как требовалось, духоподъемное. Редактор отдела Алексей Петрович Хореев, человек уникального журналистского таланта, его, к сожалению, уже нет с нами, вернул меня на грешную землю:
- Надо внимательнее читать партийные постановления. Там ведь кроме «усилить» и «улучшить» ничего нет. Страна тратит деньги на другие цели, и откуда тебе было взять уйму положительных примеров?
Странно, сейчас деньги у моей страны появились. Но, увы, они часто опять идут на разные шумные мероприятия, никак не связанные с реальным повышением жизненного уровня людей. Вроде недавнего шоу на Васильевском спуске «Москва приглашает Олимпиаду». И тут, видимо, постановление о патриотическом воспитании оказывается весьма кстати. Но, как утверждает восточная мудрость, сколько ни говори «халва, халва…». Продолжать, думаю, не стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции