Борис Каймаков
В Москве завершились дни Баварской экономики, в ходе которых прошли встречи баварских и русских бизнесменов. После встречи делегации Баварии во главе с министром экономики Баварии Отто Висхоем с Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей Аркадием Вольским стало известно, что Бавария примет участие в реконструкции аэропорта "Внуково".
На этой встрече Отто Висхой отметил, что в настоящее время в России работают около трех тысяч предприятий с участием германского капитала, из них около одной тысячи - представители Баварии.
Компании из Баварии осуществляют в России множество инвестиционных программ. В частности, оборот компании Siemens в России в 2004 году составил около миллиарда долларов. По его словам, в 2004 году товарооборот России и Баварии составил более 5 миллиардов евро и вырос в два раза по сравнению с 1998 годом.
Как Вы оцениваете сегодняшнее развитие баварско-российских отношений?
- Они очень стабильные, рассчитаны на длительную перспективу и основываются на доверительных отношениях. Причем они организованы так, что выгодны для обеих сторон. То есть, все развивается очень хорошо, все последние десять лет. У нас идет открытый обмен мнениями. Мы видим те громадные возможности, которые имеются в России. Это растущий рынок, и это не изменится в ближайшие десятилетия. Могу сказать, что то сотрудничество, которое существует между нашими людьми и россиянами, имеет очень положительные перспективы. Здесь нельзя говорить, что перед нами открывается будущее, потому что начало этому будущему уже положено. Партнерство наше стабильное. Из тех фирм, которые работают в России, никто не собирается уходить с российского рынка.
Какова главная тенденция развития сотрудничества между Баварией и Россией в экономической сфере?
- Хочу сказать, во-первых, что шансы есть у предприятий всех отраслей. Начиная от пекарни, производителей йогуртов, сыров и строительных материалов и кончая такими сферами, как технологии, разработка продуктов программного обеспечения, медицинской и диагностической техники, нанотехнологии и материаловедения. Нужно понимать, что России предстоит еще сделать громадный рывок в экономике, но в научной и технической области здесь достигнут очень и очень высокий уровень, полностью отвечающий мировым стандартам. Здесь Россия не "страна дешевой рабочей силы", а партнер с самой высокой квалификацией в научно-технической сфере, а также рынок с огромным потенциалом и в других областях.
Вы однажды сказали, что существуют определенные различия между федеральными и региональными законами. И в связи с этим возникают определенные проблемы. Что Вы имели в виду?
- Дело в том, что некоторые фирмы в свое время жаловались, что порядок лицензирования в регионах не единообразен. Например, в Москве и области один порядок, а на Урале совсем иной. Но в последние годы это было исправлено за счет изменения законодательства во многих сферах. Это относится как к налоговому законодательству, так и к лицензированию. Таким образом, здесь достигнут более высокий уровень надежности, условия, вызывающие больше доверия, чем, например, семь лет назад.
Коллега из Штраубингена сообщила мне, что Вы в курсе тех проблем, с которыми столкнулась в России фирма Lindner. Что Вы можете сказать об этих проблемах? Считаете ли Вы, что это тупик, или же все можно относительно мирно и нормально решить?
- Дело в том, что здесь речь идет о сложной в юридическом плане проблеме. Фирма Lindner имеет патенты на определенные продукты в Европе, но, видимо, не в России. Тем не менее, обнаружилось, что здесь ее продукты производятся или подделываются, и права на них были в России заявлены. Конечно, фирма Lindner может сказать, что она о своих правах заявила раньше, и что эта продукция в России - копия. Но соответствующему ведомству, видимо, трудно просто сказать: "Хорошо, тогда иное дело". Сегодня я говорил об этом с министерством промышленности, и, видимо, дело придется решать в судебном порядке. Есть еще одна баварская компания, у которой была аналогичная проблема с продуктом из другого сегмента. Она обратилась в суд и выиграла дело. Чиновники говорят, что если патент зарегистрирован в Москве, значит зарегистрирован. Поэтому необходимо обращаться в суд, чтобы доказать, что это копия. Какое-либо ведомство или министерство не могут сами решить проблему, ее может решить только суд. И поэтому в этом случае я могу только посоветовать рискнуть и пойти на это или, по крайней мере, поговорить с адвокатами, разбирающимися в местном законодательстве, и уже успешно решавшими подобные случаи.
Можно понимать это так, что и в подобных случаях Вы активно и энергично защищаете интересы баварской экономики в Москве?
- Конечно, это моя задача. С одной стороны, мы поддерживаем контакты между баварскими и московскими фирмами или между ответственными инстанциями в Москве и фирмами из Баварии. Но естественно, мы говорим в соответствующих инстанциях о проблемах, которые возникают у наших фирм и стараемся добиться их решения. Во многих случаях это уже удавалось. Я мог бы привести целый список. Что касается названной проблемы, то здесь, видимо, лучшим решением является обращение в суд.
Бавария участвует в архитектурном конкурсе по реконструкции "немецкого" района Москвы Лефортово. Вы настроены оптимистично?
- Да, оптимистично, потому что в этом проекте сотрудничают два архитектурных бюро - из Баварии и Москвы. В последнее время у них, правда, возникали дискуссии, но сегодня достигнуто взаимопонимание. Они договорились, что будут предоставлять друг другу проекты в целях информации, и чтобы в любой момент можно было что-то скорректировать или высказать свою точку зрения, если один из партнеров в чем-то не согласен. То есть процесс сегодня организован очень разумно. Кроме того, в Баварии есть инвесторы, которые готовы принять участие в проекте реконструкции Лефортово. Лефортово - очень интересный район города, который в Москве считается немецким. Поэтому у нас связи здесь уже стали традиционными. Это образцовый совместный проект Москвы и Баварии самого высокого качества. И поэтому мы надеемся, что он увенчается успехом.
Господин Висхой, недавно я был в подмосковном Ступино, где строит свой завод Audi. Почему BMW не проявляет инициативы, хотя автомобили этой марки очень популярны в Москве и России?
- BMW построил свой завод в Калининграде, откуда поставки идут и в Россию. Такова была в свое время договоренность.
Я вижу, что Вы очень оптимистично настроены по поводу развития баварско-российских отношений. Верно?
- Верно. Уже в течение восьми лет я раз в год приезжаю с делегацией в Москву. К нам в Баварию также регулярно приезжают делегации из Москвы. Между нами происходит обмен и идет развитие, касающееся различных сфер. И если сравнить то, что здесь было восемь лет назад и что существует сегодня, то нужно сказать, что развитие идет по восходящей. Мне все время приходится сравнивать, что было раньше и что достигнуто сегодня. И если развитие идет по восходящей, как здесь, в Москве и России, то это положительный процесс. Я убежден, что экономическое развитие будет идти здесь по восходящей и в ближайшие 30 лет.
Борис Каймаков: Благодарю Вас, господин Висхой.