Политический обозреватель РИА «Новости» Яна Юрова
Кабинету министров России при обсуждении программы государственных заимствований на 2006 год пришлось ответить на, казалось бы, простой вопрос – а нужно ли вообще брать деньги в долг, если у тебя самого кошелек пухнет от лишних купюр? Российские власти решили, что да, и в такой ситуации от заимствований отказываться нельзя. Но чтобы долги обернулись не банальной расплатой по процентам, а оживлением фондового рынка, занимать надо – у самого себя.
В разработанной Минфином РФ программе явно видна тенденция – как можно меньше брать в долг у иностранцев. В будущем году планируется занять у иностранных государств лишь миллиард, точнее $1,112 млрд. долларов. Это примерно столько же, сколько и в нынешнем году – $1, 127 млрд. Причем $959,94 млн. – это очередные транши кредитов международных финансовых организаций, договор о получении которых Россия заключила в прежние годы. А остальные $152,9 млн. – это займы правительств, банков и фирм, большая часть которых тоже была оговорена раньше. "Из новых займов на 2006г. планируется только один - на проект "Инфраструктура особых экономических зон" в объеме до $50 млн.", - сказал министр финансов РФ Алексей Кудрин. Интересно, что эта программа касается исключительно связанных кредитов, то есть привязанных к конкретным проектам. О прочих, то есть чисто денежных долгах, речь даже не идет.
А вот на внутреннем рынке правительство РФ планирует занять в 8 раз больше, чем на внешнем – $ 8,2 млрд. Причем эта цифра увеличилась почти на $ 1 млрд. по сравнению с нынешним годом. Нарастить внутренние займы предполагается за счет размещения на рынке государственных ценных бумаг. Более того, явно просматривается смена политики государства в этом секторе фондового рынка. Теперь Россия делает ставку преимущественно на среднесрочные и долгосрочные бумаги. Более чем на $ 4 млрд. будет увеличен объем рынка Облигационных федеральных займов (ОФЗ) со сроком погашения от трех лет, и больше станет (почти на $ 3 млрд.) Государственных сберегательных облигаций (ГСО) на 15-17 лет. А вот скандально известная по финансовому кризису 1998 года в России Государственная краткосрочная облигация (именно «пирамида» ГКО первой рухнула, когда на мировых рынках упали нефтяные цены), срок жизни которой до одного года, будет постепенно вообще выходить из игры. Предполагается, что она будет выпускаться Центральным банком России только в случае острой необходимости.
Неудивительно, что Россия решила пересмотреть свою долговую политику. Лет десять назад, в эпоху правления президента Ельцина, страна брала кредиты без оглядки. В результате чего она практически впала в зависимость от МВФ, который начал предъявлять жесткие политические требования властям. Что сильно раскаляло политические дискуссии внутри самой России. К началу нынешнего века кому Россия только была не должна: МВФ, Парижскому и Лондонскому клубам, Всемирному банку, ЕБРР, МБРР. Лишь с приходом к власти Владимира Путина долговая политика начала резко меняться.
Последние два года в России идут под знаком активной расплаты с прежними долгами: полностью были погашены кредиты МВФ, в последнее время идет процесс досрочного погашения долга Парижскому клубу. На 1 апреля 2005 года внешний долг России составлял лишь $108,3 млрд.
Конечно, такому подходу способствовала и ситуация на мировом рынке нефти, поскольку богатая этим сырьем Россия начала резко зарабатывать нефтедоллары. И в прошлом году страна оказалась на 4 месте в мире по объемам золотовалютных запасов.
В 2004 году Россия запланировала набрать кредитов на $453,6 млн. у правительств иностранных государств, банков и фирм, но пустила в дело только $332,2 млн. То есть использовала 76% от запланированного. Это только подтверждает, что Россия учится обходиться без внешних заимствований.
Другое дело внутренние займы. Их в сторону не отбросишь. И вовсе не потому, что государству срочно нужны деньги. Выпуская государственные ценные бумаги, правительство России получает достаточно действенный инструмент для регулирования внутреннего финансового рынка. Это хорошая возможность связать лишнюю ликвидность, что очень важно именно сейчас, когда президент России поставил перед исполнительной властью задачу справиться с растущей инфляцией. Нужны они и для регулирования банковской ликвидности.
Плюс к этому фондовый рынок наполнится хоть и не самыми доходными, зато надежными государственными бумагами. Это привлечет к рынку консервативных инвесторов. Например, компании, управляющие деньгами Пенсионного фонда РФ, которые по закону можно вкладывать только в консервативные ценные бумаги. А это, между прочим, около $2 млрд., что может реально разогреть российский рынок. Получив такой толчок, фондовый рынок в состоянии начать динамично расти, как это было два года назад, когда его годовая доходность достигала 200%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции