Лондонская канонада детонировала философские споры о первоистоках терроризма.
Есть мнение – оно самое обиходное, – что все от социального и классового неравенства в этом несправедливейшем из миров. Вот нам «золотой миллиард», проживающий в основном в северной половине земного шара. Он купается в довольстве, в комфорте… А остальное человечество не живет, а существует на грани выживания. Отсюда все беды современной цивилизации. Это старая марксистская отмычка на все случаи жизни. В какой-то момент показалось, что она совершенно проржавела и ни на что не годится. Но тут подоспели такие напасти, как глобализм, антиглобализм, и особенно вовремя явился терроризм. Отмычку поскоблили, почистили, заточили, и она пошла в ход.
Другое мнение – оно тоже распространенное и столь же научное: всему виною некая мистическая Закулиса. Теория заговоров – штука не менее живучая, чем классовая теория.
Третье соображение: терроризм обретает второе дыхание, когда начинают шевелить его осиные гнезда – будь то в Афганистане, в Чечне, в Ираке и далее везде. Стало быть, не тронь…
Четвертое: самое абстрактное предположение и, возможно, самое близкое к истине – идет война цивилизаций и времен, явившаяся следствием того, что мы называем процессом глобализации.
В Британии в минувшие дни все это завязалось одним узлом: факт глобализма (саммит Восьмерки), акт антиглобализма (демонстрация близ Глениглса) и терроризм (взрывы в городе Лондоне).
Может, и случайно завязалось именно в Британии, но завязалось все-таки, как мне кажется, вполне закономерно и, судя по всему, намертво.
До определенной поры о глобализме мы в основном судили по антиглобалистским выступлениям горстки агрессивных энтузиастов этого движения. Теперь, после известных исторических событий, со всей отчетливостью обозначились контуры нового мироустройства.
Мечта Герберта Уэльса о Всемирном правительстве, которое улаживает все конфликты, осаживает тоталитарные режимы, принуждает их к демократии, наказывает терроризм, похоже, начинает сбываться. Он-то имел в виду борьбу с фашистской угрозой. Но сегодня речь идет о приведении к общему гуманитарно-правовому знаменателю всего человечества. Благое дело. Осуществимо ли оно? А если осуществимо, то чем это нам грозит? И не очередная ли это утопия? Не есть ли она очередной золотой сон человечества, который способен обернуться очередным кошмаром?
Для ХХ века испытанием стали национал-социализм и интернационал-коммунизм. А ХХI веку ниспосланы глобализм и антиглобализм?
…Вслед за международным валютным фондом заработал другой институт грядущего глобализма – Международный Гаагский трибунал. На очереди мировое правительство (его прообраз «Большая восьмерка) и мировой парламент, мировая конституция. Мировые вооруженные силы уже есть – это войска НАТО. Требуется Старший Брат. Но и его имя уже известно – это США.
Человечество, пережив в ХХ веке крушение двух грандиозных утопий – коммунистической и фашистской, искушаемо в ХХI новой надеждой на очередную мировую гармонию.
В очередной раз человечество надеется преодолеть вавилонский грех.
В сущности "разов" таких было уже немало. В рамках ли религиозных конфессий, государственных империй, социальных утопий…
И Вавилонская башня, основанная на финансово-экономическом глобализме, строится, надо думать, не в последний раз.
Говоря о новом мироустройстве, его адепты отдают отчет в трудностях нового порядка. Одних надо принудить к миру. Других – к рынку, третьих – к демократии… Четвертых надо переместить из ХII века в ХХI. Перемещение народов во времени – операция не менее болезненная, нежели их миграция в пространстве. Но это все проблемы внешнего порядка, решаемые силой, давлением, шантажом, подкупом в форме кредитов.
А есть трудности внутреннего иррационального свойства.
Своеобразие и сила глобалистской утопии состоит, пожалуй, в том, что она – не плод теоретических построений, умственных усилий. Все идет как бы само собой, своим вполне естественным ходом. Общественные и социальные отношения породили рынок, который в свою очередь вызвал к жизни и развил главное условие своего бытия – демократию. Рынок связал мир корыстными интересами. Технический прогресс в индустрии вооружений сделал человечество максимально уязвимым. Ядерно-ракетное оружие – это глобальное оружие. В ту же сторону прогрессировали средства связи: радио, кинохроника, телевидение, интернет…
Земля становится все меньше, все уязвимее, людей все больше, их быт - унифицированнее, а собственно человек все тот же – не больше и не меньше. Возможно – не уже, но и не шире. Отсюда его личные неврозы и общественные катаклизмы, которые пытается описать и осознать культура. По Юнгу подавляемое, изживаемое подсознание не может не бунтовать. История цивилизации – тому подтверждение.
Человек только и делает, что неустанно побеждает природу, вырывая у нее тайны и милости. Но не в состоянии одолеть собственную природу, которая не менее могуча и мстительна, чем любая иная стихия.
Глобализация – это торжество мирового хода истории, ее логики, ее осмысленности. Побеждено зло, побеждены инстинкты, нет места для бессмыслицы, безумия и т.д. Все привидения, призраки, демоны, неврозы и комплексы оприходованы, инвентаризированы и расфасованы по триллерам, многочисленным телеиграм на деньги и «реалити-шоу». Все джины загнаны в бутылки. Но время от времени они вырываются наружу и овладевают сначала отдельным человеком, затем и массами.
И чем далее по стезе прогресса, тем менее отличий глобалистской утопии от тех, что основывались на революционных переворотах.
Гуманистические ценности, как во времена охристианивания, народов навязываются. Государственные уложения вменяются. Принципы хозяйствования обуславливаются. Юридические нормы импортируются. Все это делается из лучших побуждений, но под давлением, с жесткими ультиматумами и мягкими санкциями.
Все это делается с пренебрежением к внутреннему и естественному ходу жизни. К ее разнообразию.
Когда почти сбылась очередная мечта идиотов и мы почувствовали себя на пороге Унитарно-демократического Всемирного Государства, построенного на отдельно взятой планете Земля, разразилась очередная мировая война, имя которой – Терроризм.
Ее несметная ядерная энергия заключена в глубинах массового подсознания. Она только и ждет случая, чтобы вырваться наружу. А уж что непосредственно спровоцирует ее бурное извержение – социальное ли неравенство, конфессиональный конфликт, сепаратизм, мания мирового господства или что-то еще – никогда не угадаешь. Просто надо иметь в виду, что на всякую утопию рано или поздно отыскивается антиутопия, в борьбе с которой приходится идти на подвиги и жертвы.
Наша цивилизация, увы, смертна. Как смертен отдельно взятый гражданин. Но это не значит, что ему не стоит жить. И жить – цивилизованно.
Только в тот момент, когда тушишь пожар, не надо искать причины возгорания. Когда борешься с террористами, не надо входить в мотивы их поступков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции