Рейтинг@Mail.ru
Роман Балаян по-прежнему мечтает о полетах. Интервью - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Роман Балаян по-прежнему мечтает о полетах. Интервью

Читать ria.ru в
Наиболее перспективным путем для продвижения продукции постсоветского кинематографа на зарубежные рынки является "копродукция" (совместное производство фильмов).

ПАРИЖ, 11 июл - РИА "Новости", Андрей Низамутдинов. Наиболее перспективным путем для продвижения продукции постсоветского кинематографа на зарубежные рынки является "копродукция" (совместное производство фильмов). Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал известный режиссер Роман Балаян, который в рамках 11-х международных киновстреч в Париже, организуемых киноцентром "Forum des Images", представлял французской публике свою последнюю картину "Ночь светла".
 
Как, по вашему мнению, российское кино может начать завоевывать зарубежную аудиторию?
 
У нас, я имею в виду не только Россию, но и другие бывшие советские республики, есть замечательные режиссеры, блестящие актеры, в последнее время снова стали выходить хорошие фильмы. Но кинопрокат - это рынок, у которого свои правила, и для того, чтобы наши картины могли дойти до зарубежного зрителя, заинтересовать его, наилучшим способом является, на мой взгляд, "копродукция".
 
Кинематограф обычно принято классифицировать по национальному признаку - американский, французский, японский: Вы себя к какому кино относите?
 
Как кинематографист я состоялся в советское время, о котором сохраняю теплые воспоминания. Дело тут не в строе, а в духе единства, который в кино, возможно, был особенно силен, и потому кинематографисты сейчас скучают друг по другу. Скажем, у писателей это по-другому, у них сильнее национальная самоидентификация, поскольку они пишут на родном языке, ориентируются на национального читателя. А в кино язык универсальный, потому и сами кинематографисты - почти космополиты, своего рода отдельная нация. Если обо мне персонально: живу в Киеве, в последних трех фильмах продюсеры у меня были московскими, съемочные группы украинскими, актерский состав смешанный. Можно, наверное сказать, что я советско-русско-украинский режиссер армянского происхождения.
 
С какими актерами вы предпочитаете работать?
 
Я приглашаю московских актеров, потому что они более известны, более узнаваемы. А можно, если сценарий позволяет, пригласить исполнителя, скажем, из Франции, и ясно, что у фильма с его участием будет больше шансов попасть во французский прокат, а значит, и больше шансов на то, что местная публика сможет лишний раз открыть для себя наших актеров и постановщиков.
 
Традиционный вопрос: над чем сейчас работаете?
 
Надеюсь в скором времени приступить к работе над картиной по произведениям живущего в Париже русского писателя-эмигранта Дмитрия Савицкого. Действие фильма будет происходить в 1970-е годы. Все начинается в Москве, где живут два молодых человека, юноша и девушка, по каким-то причинам преследуемые властями и КГБ, мучающиеся от атмосферы несвободы, вдруг обретают возможность летать, то есть быть независимыми. И вот, спасаясь от преследований и возможного ареста, они улетают из Москвы и после долгих странствий оказываются в Париже. Но здесь они эту свою удивительную способность летать утрачивают. И когда героиня, пытаясь полететь, прыгает с Эйфелевой башни, то разбивается.
 
Как и многие другие ваши работы, это будет фильм о любви?
 
Ну да, а еще о свободе и несвободе, о чувстве полета и духовной приземленности. У меня во всех фильмах герои говорили о том, что они хотели бы летать...
 
Вы имеете в виду "Полеты во сне и наяву?"
 
Да, и другие тоже: И вот теперь они полетят по-настоящему. Вообще эта утопическая мечта о полете - это, наверное, что-то исключительно российское. Эта мысль из-за непрактичности жизни может прийти в голову только русскому человеку, который с утра, вместо того чтобы копать огород, хлебнет стакан водки - и разговаривает с Богом. Это я не в ироническом, а в восторженном смысле говорю.

Загадочная русская душа?

Ну да, такая, как говорят, русская ментальность, когда финал обязательно бывает трагическим. У американцев по-другому, они - нация пионеров, захватчиков, которая просто не состоялась бы без побед, поэтому в их кино герой всегда побеждает. А для нас важна не цель, а средства, и если герой прошел путем страданий и погиб, но сделал это во имя своих принципов, то он все равно победил.
 
А с составом съемочной группы уже определились?
 
Сценарий попрошу написать Рустама Ибрагимбекова, снимать, наверное, будем в Киеве - просто мне так удобнее, хотя без съемок каких-то общих планов в Москве и Париже тоже не обойтись. Что касается актеров, то есть кое-какие замыслы, но не хочу забегать вперед, сначала надо договориться с Савицким о кинематографических изменениях его текстов, а то ведь писатели обычно держатся за написанное ими, а у кино есть свои правила и требования. Я вот делал много фильмов по русской классике и всегда радовался, что не с кем обсуждать сценарии.
 
А снять кино о событиях, проходивших в нашей стране - я имею в виду все постсоветское пространство - в последние годы, никогда не хотелось?
 
На самом деле тяга к классике была не попыткой ухода от действительности, а скорее стремлением прикоснуться к чему-то уже состоявшемуся, несуетному, можно сказать, вечному. А то, что я называю кинопублицистикой, меня никогда не привлекало. Точно так же, как в современном российском кино я не приемлю увлечения ненормативной лексикой. Говорят, мол, жизнь такая, надо быть естественным и не смущаться. А мне противно. Ты же не жизнь снимаешь, а кино, так и докажи свое умение, найди кинематографические средства для выражения эмоций героя, а не заставляй его прямолинейно материться.
 
Как вы оцениваете общее состояние постсоветского кинематографа?
 
Стали снимать больше фильмов, и это хорошо. В художественном смысле есть вопросы, но в целом кинопроцесс движется вперед. Главное - искать и поддерживать талантливую молодежь. Именно на нее надо тратить государственные деньги, а уже состоявшиеся мастера и сами не пропадут. И не надо, как в былые времена, пытаться догнать и перегнать Америку. Нам с ней все равно не сравняться, да и ни к чему это. У них свои подходы, а нам надо сохранять самобытность, которой наше кино отличалось прежде и которая может быть интересна зарубежному зрителю и теперь. Ну, и в тех случаях, когда это действительно оправданно, идти по пути "копродукции", чтобы постепенно интегрироваться в международный кинорынок, чтобы наши актеры, наши герои, наши образы становились известными и узнаваемыми за рубежом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала