Рейтинг@Mail.ru
Российский бюджет-2006: слишком много неясностей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский бюджет-2006: слишком много неясностей

Читать ria.ru в
11 июля должно состояться так называемое «нулевое чтение» российского бюджета на 2006 г. На нем будут представлены не конкретные сметы доходов и расходов, а только основные положения. Однако ключевые проблемы вырисовываются уже сейчас. Во-первых, бюджетный процесс на следующий год во многом строился с учетом закона о местном самоуправлении, который, как предполагалось, должен был вступить в силу с января 2006 года. Но непонятно, случится это или нет...

Экономический обозреватель РИА «Новости» Нина Куликова.

11 июля должно состояться так называемое «нулевое чтение» российского бюджета на 2006 г. На нем будут представлены не конкретные сметы доходов и расходов, а только основные положения. Однако ключевые проблемы вырисовываются уже сейчас.

Во-первых, бюджетный процесс на следующий год во многом строился с учетом закона о местном самоуправлении, который, как предполагалось, должен был вступить в силу с января 2006 года. Но непонятно, случится это или нет.
Закон этот определяет, в частности, полномочия, структуру и механизмы финансирования местной власти, т.е. как и сколько денег потечет из федерального бюджета на места.

Однако в последнее время появилась идея отложить эту реформу, поскольку  готово к ней, по разным оценкам, не более 30-40% регионов. Высказываются мысли продлить на три года переходный период и дать возможность российским регионам самим решить, в какой момент на протяжении этих трех лет приступать к осуществлению новых полномочий. Такой вариант сейчас обсуждается в Госдуме.

С другой стороны, едва ли когда-нибудь все регионы будут готовы к реформе на 100%. Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар считает, что реформа местного самоуправления в России должна быть проведена в ближайшее время, т.к. если ее сейчас отложить, то она будет отсрочена навсегда. Вдобавок, по мнению председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина, если регионы будут находиться на разной стадии включения в процесс, переход будет очень тяжелым. Предпочтительнее, чтобы закон начал действовать одновременно для всех регионов. И чем раньше, тем лучше, добавляет Бушмин.

Действительно, это логично – и как раз с точки зрения определенности с бюджетом. Если закон будет вводиться не единовременно, то к разным регионам придется применять разные схемы финансирования, что только добавит неясности, например, для чиновников Минфина.

Вторая проблема бюджета-2006 – это инвестиционный фонд, который планируется создать со следующего года из дополнительных доходов федерального бюджета. Вопрос в том, о каких деньгих идет речь и куда их тратить – то есть, по сути, о том же бюджете, пусть и под другим названием.

Министр экономики Герман Греф высказал предложение, чтобы источником финансирования фонда были доходы бюджета от экспорта нефти в случае превышения цены на Urals 20 долл. за баррель. Уже решено, что в 2006 году на эти цели будет выделено 2,5 млрд. долл. Проводится подобный эксперимент впервые.

Но пока Минэкономразвития готовит предложения по использованию фонда, разгорается дискуссия о том, на что эти бюджетные деньги будут потрачены.

Сам Герман Греф высказал мнение, что средства фонда следовало бы использовать на те проекты, которые финансируются по модели государственно-частного партнерства. Например, на развитие наукоемких технологий и инфраструктурных проектов. Однако же фракция «Единая Россия», составляющая большинство в Думе, выступает за развитие жилищной ипотеки, самолетостроения, транспортных инфраструктур, дорожного строительства, создание высокотехнологичных медицинских центров, модернизацию научно-технической базы вузов, техникумов и ПТУ, газификацию села, развитие физкультуры и спорта и другое. Чтобы реализовать все эти идеи, обозначенной суммы в 2,5 миллиарда явно не достаточно. То есть не ясен вопрос насчет "сколько" и "куда".

Евгений Бушмин считает, что большинство российских регионов ничего не получают от экспорта нефти, зато остро нуждаются в дополнительных средствах. Поэтому он предлагает сделать инвестиционный фонд региональным, разделить по квотам между территориями и направлять средства на краткосрочные инвестиционные проекты (до 3-х лет) – строительство школ, больниц, дорог, мостов и т.д. И это только одно из множества мнений. А бюджет надо делать уже сейчас.

Большой вопрос, смогут ли наши власти с пользой вложить средства инвестиционного фонда, которые вообще-то могли бы просто пойти в тот же бюджет. С одной стороны, не очень понятно, зачем создавать новую структуру, если уже функционируют федеральные целевые программы с бюджетными источниками финансирования. С другой стороны, целевые программы очень непрозрачны, а потому эффективность их подвергается критиками большому сомнению. Поэтому хочется верить, что для отбора проектов в рамках нового фонда будут разработаны достаточно четкие критерии.

Наконец, еще одна проблема, и не только бюджета-2006 – это постоянно меняющаяся в России налоговая система. Только в этом году в стране изменены система уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, система налогообложения при реорганизации предприятия, налогообложение малого бизнеса, акцизы и т.д. В ряде случаев это действительно способствует облегчению работы предприятий, но точно никак не способствует стабильности бюджетного процесса. А ведь от этой стабильности зависит благосостояние многих людей в стране.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала