Игорь Томберг, к.э.н. ведущий научный сотрудник ИМЭПИ РАН - РИА «НОВОСТИ».
Даже террористическая атака на Лондон не смогла отвлечь лидеров «восьмерки» от обсуждения основной проблемы мировой экономики – обеспечения стабильных поставок нефти на мировые рынки и предотвращения безудержного роста нефтяных цен, угрожающих экономическому росту.
Еще накануне саммита «восьмерки» было ясно, что основным «реальным» вопросом сегодняшнего саммита станут проблемы энергетики. Еще в середине июня президент США Дж. Буш сообщил, что на предстоящей встрече лидеров "большой восьмерки" он поднимет вопрос о снижении глобального спроса на нефть, в том числе в странах Азии, потребности которых в нефти являются одной из причин высоких мировых цен на это сырье. По его словам, сейчас лишь 35% перерабатываемой в США нефти имеет американское происхождение, а остальные 65% поступают на американский рынок извне, причем в основном из государств, не слишком «спокойных» в политическом плане.
Ключевая роль при обсуждении энергетической тематики в шотландском местечке Гленглиз отведена России. По общему мнению экспертов, западные партнеры Москвы хотят от России прежде всего стабильных поставок энергоресурсов на мировой рынок, и прежде всего в США. Можно согласиться с президентом консалтинговой компании «Неокон» Михаилом Хазиным, отмечавшим, что «часто употребляемый в последнее время термин «энергетическая безопасность» в реальности сводится к обеспечению безопасности американского рынка от недопоставок нефти». Отсюда – повышенная озабоченность западных собеседников перспективами строительства нефтепровода на Мурманск, ориентированного на поставки нефти в США. В свою очередь, в увеличении поставок российских углеводородов заинтересована и Европа, которая ратует за скорейшую прокладку Североевропейского газопровода для поставок сырья в Германию и Великобританию.
Достаточно примечателен интерес лидеров западного мира, прежде всего американского руководства к нефтепроводу на Дальнем Востоке, который, скорее, можно назвать интересом с отрицательным знаком. Американцы исключительно озабочены тем, чтобы нефть Восточной Сибири не оказалась замкнута на Китай. Вспомним, в этой связи приведенное выше июньское высказывание Дж. Буша о том, что потребление нефти растет в основном за счет Азии (т.е. Китая и Индии).
Надо заметить, что российское руководство, вполне осознавая неизбежность обсуждения энергетической тематики, оказалось к этому готово. Сегодня в ходе дискуссии по проблеме устойчивого экономического развития российский президент Владимир Путин заверил партнеров по саммиту, что Россия сделает все, чтобы обеспечить устойчивые поставки энергоносителей.
По словам источника РИА «Новости» в российской делегации, президент России рассказал партнерам о конкретных проектах в области энергоснабжения. Он сообщил, что в настоящее время Россия добывает 470 млн. тонн нефти ежегодно, большая доля нефти идет на экспорт. Президент подчеркнул, что Россия будет делать все, чтобы развивать транспортную инфраструктуру для обеспечения партнеров энергоресурсами.
Президент подробно информировал коллег по "восьмерке" о проекте строительства нефтепровода на Дальний Восток, о планах по строительству нефтепровода из Сибири к Белому морю, который будет способствовать поставкам нефти в США, о транспортной системе до Новороссийска и Балтийской транспортной системе.
Вполне очевидно, что взятый российской делегацией конструктивный тон диалога по обострившейся в последнее время нефтяной проблематике – наилучший способ избежать чрезмерного коллективного давления остальных членов «восьмерки» и при этом остаться на своих позициях. Позиции эти, что прекрасно понимают на Западе, сводятся к естественному для евроазиатской державы стремлению «стоять на обеих ногах». На практике ранее однозначная ориентация на Европу и США постепенно трансформируется в некое подобие равноудаленности за счет сближения с великими азиатскими державами – Китаем и Индией. Речь не идет о создании каких-либо союзов или блоков, однако важна даже демонстрация взаимного притяжения и интереса. Совсем свежий призыв стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где первую скрипку играют Россия и Китай, к американцам – определиться со сроками вывода своих военных баз из Центральной Азии – один из примеров демонстрации общих интересов «азиатской тройки».
Вполне очевидно, что важнейшим цементирующим элементом в сотрудничестве России с Китаем и Индией являются российские энергоресурсы. В последнее время азиатские соседи постепенно начинают получать к ним доступ. Кроме того, в ходе межгосударственных обменов и Китай и Индия получили вполне убедительные заверения на высшем государственном уровне в том, что Россия будет и впредь расширять поставки этим странам энергоносителей.
За строками доклада президента В. Путина в Гленглизе сегодня читается уверенность Москвы в собственной способности оказывать стабилизирующее влияние на мировые нефтяные рынки, равно как и вполне оправданное стремление играть все более определяющую роль в мировой энергетической политике.