Рейтинг@Mail.ru
Шаг вперед, два – назад - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шаг вперед, два – назад

Читать ria.ru в
На прошлой неделе произошло невероятное. Руководство военного ведомства провело коллегию министерства обороны, на которую, кроме уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, депутатов Федерального Собрания, представителей духовенства и поддерживающих нынешнюю военную администрацию общественных организаций, пригласили и «оппозиционеров». Известных ученых, не стесняющихся критиковать генералов за ошибочный, на их взгляд, ход военной реформы, и даже женщин из Союза комитетов солдатских матерей, которых сам министр еще недавно упрекал в том, что они работают на деньги зарубежных фондов...

На прошлой неделе произошло невероятное. Руководство военного ведомства провело коллегию министерства обороны, на которую, кроме уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, депутатов Федерального Собрания, представителей духовенства и поддерживающих нынешнюю военную администрацию общественных организаций, пригласили и «оппозиционеров». Известных ученых, не стесняющихся критиковать генералов за ошибочный, на их взгляд, ход военной реформы, и даже женщин из Союза комитетов солдатских матерей, которых сам министр еще недавно упрекал в том, что они работают на деньги зарубежных фондов.

Упрек, как показала проверка, оказался безосновательным. Но пригласили солдатских матерей не для того, чтобы извиниться перед ними или поблагодарить за конструктивный, хотя и критический вклад в обсуждение и решение волнующих общество проблем с дисциплиной и правопорядком в вооруженных силах. А видимо, с единственной целью – продемонстрировать готовность руководства армии и флота решать военные проблемы  в союзе с гражданским обществом и под его контролем. Правда, ход коллегии, как рассказали ее участники, не оставил никаких сомнений, что гражданский контроль над вооруженными силами в министерстве обороны понимают однозначно, как  контроль под контролем военных. Но не будем все-таки слишком строги к генералам.

Даже такой «крохотный шаг», как проведение подробной коллегии, а перед этим - подписание меморандума министра обороны и уполномоченного по правам человека о сотрудничестве  в сфере защиты прав и свобод военнослужащих и ветеранов военной службы, а так же опубликование на сайте военного ведомства информации о количестве преступлений и происшествий в вооруженных силах в нынешнем году, в том числе и связанных с гибелью людей, а по Чечне – отдельно, - огромный прогресс в приближении (не сближении, а именно приближении) военной организации государства к его гражданскому обществу. Я бы даже привел тут слова астронавта Нейла Амстронга, который, едва ступив на поверхность Луны, сказал: «Какой маленький шаг, но какой огромный путь прошло человечество, чтобы сделать его». Но удержусь от подобного неоправданного восторга. Есть причины. Они известны.

Думаю, ничего подобного не произошло бы, если бы не «последняя капля, переполнившая чашу терпения» - беспрецедентная критика министра обороны Сергея Иванова, развернувшаяся в минувшем месяце на страницах центральной печати после пресс-конференции в РИА «Новости» главного военного прокурора генерала-полковника юстиции Александра Савенкова и грозившая развенчать его реформаторский имидж. Попытка главы военного ведомства ответить прокурору на аналогичной пресс-конференции, но из города на Неве, по принципу «сам такой», не удалась. Нужно было спасать положение, отсюда и столь непривычная «открытость» военного руководства.

«Плеснуло бензинчика в огонь» и письмо начальника Службы кадровой и воспитательной работы минобороны генерала армии Николая Панкова руководителям высших учебных заведений о прекращении приема заявлений первокурсников об обучении на военных кафедрах. Затем армейский кадровик заявил в Государственной думе, что  военные кафедры будут закрыты в 226 вузах страны, кроме отдельных институтов и университетов, а все студенты, получив диплом о высшем образовании, пойдут служить солдатами и матросами. Но не на два года, а только на один год. А те, кто закончит военную кафедру, будут обязаны отслужить лейтенантами, от трех до пять лет. Между армией и гражданским обществом, которое и так встревожено не прекращающимися фактами насилия и других преступлений в вооруженных силах, которое просто боится армию, что открыто признал и министр Иванов, появилась новая трещина. Ее тоже потребовалось срочно латать.

Сделать этого пока не удалось и в ближайшее время, как мне лично представляется, вряд ли удастся. Несмотря на все предпринятые в последнее время «маленькие шаги» навстречу обществу. Почему?

Причина, на мой взгляд, очевидна. Военное ведомство и его руководители не собираются договариваться с гражданским обществом о правилах игры, они хотят подчинить гражданское общество своим правилам игры. И менять эти правила во время игры по своему усмотрению. Не убеждать людей в правильности, обоснованности и необходимости своих действий, а навязывать людям эти безальтернативные действия.

Можно возразить: разве руководство министерства обороны  принимает те или иные решения в своих личных интересах, а не в интересах гражданского общества и государства? Разве оно служит тем или иным чиновникам, а не национальным интересам страны? Что тут ответишь?! По идее должно служить интересам общества и государства, а на деле…

Вот то же сокращение военных кафедр. Справедливо замечено, они не приносят никакой пользы военной организации государства. Подготовка будущих офицеров там крайне слаба, особенно в периферийных вузах. Абсолютное большинство из таких кафедр созданы для того, чтобы человек мог легально «откосить» от армии. Заканчивают их ежегодно 56 тысяч лейтенантов запаса, а в строй становятся не более шести тысяч. Да и те, по большому счету, тяготятся военной службой, выполняют свои обязанности не шатко, не валко и, как нерадивый солдат, только ждут «дембеля». Все - правда. Такие кафедры стране и армии не нужны. Только зря «съедают» бюджетные деньги – почти 200 млн. рублей ежегодно. Но, говоря об этом, генерал армии Панков и другие руководители министерства обороны ни словом  не упоминают о том, что военные кафедры были рождены идеей мобилизационной подготовки населения страны к будущей широкомасштабной войне. Потому и «клепали» этих «лейтенантов» десятками тысяч, как пушечное мясо. Пятьдесят комплектов уже наделали, как признался главный военный кадровик. Куда столько, если подобная война не предвидится?

Но вот что любопытно. На военных кафедрах, обещает генерал Панков, их больше готовить не будут. Хотя каждый выпускник вуза, отслуживший после армии год, говорит он, получит звание «младшего лейтенанта запаса». Опять тот же самый непрофессиональный мобилизационный задел, но зато заход - с другой стороны. И невдомек генералам, что времена изменились. Уже давно нет государственного распределения выпускников вузов на тут или иную работу, каждый сам «кузнец своего счастья»: заканчиваешь вуз – заводи знакомство на фирме или на предприятии, проходи там практику, стажировку, зарекомендуй себя, чтобы тебя потом приняли на престижную и, не исключено, высокооплачиваемую работу. А если между вузом и новой должностью придется год «топтать сапоги», то кто тебя станет ждать?          

Курс на принудительный призыв студентов, что очевидно для любого непредвзятого человека, только вызовет новый всплеск взяточничества в военкоматах и врачебных комиссиях, стремление молодых профессионально подготовленных инженеров, программистов, конструкторов к временной  эмиграции или на ПМЖ в США, Канаду, Германию, в Австралию, или хотя бы в страны ближнего зарубежья и новый разрыв, новые противоречия между обществом и армией… Этого добиваются в руководстве военного ведомства? Если да, то не честнее было бы сказать об этом прямо?

Этой честности и откровенности, несмотря на последние «примиренческие шаги» между армией и гражданским обществом, руководству военного ведомства явно не хватает. Даже в таком «революционном поступке», как обнародование количества преступлений и происшествий в вооруженных силах. Оно, как выяснилось, было непоследовательным и не точным. Не будем говорить, что за опубликованными в Интернете цифрами нет конкретных фактов и не ясно, где, когда и с кем все это произошло. Нет возможности сопоставить статистику военных со статистикой прокуроров и, тем более, солдатских матерей. А когда сопоставляешь ее, не понятно, кто, мягко говоря, вводит общественность в заблуждение. Но и это еще не все.

Главный военный прокурор, например, утверждает, что за последнее время в вооруженных силах выросло число тяжких преступлений, приводит конкретные примеры. Доклад генерала Панкова утверждает, что число «отдельный видов» правонарушений за шесть месяцев снизилось. Один генерал называет цифры, другой – проценты. Первый говорит о незаконных приказах и распоряжениях высшего командования армии и флота, которые вынуждена опротестовывать прокуратура, второй – о нарушениях среди солдат и сержантов, проходящих службу по контракту… И такие уловки – на каждом шагу. С гражданским обществом, если хочешь получить его поддержку и понимание своих и государственных проблем, в такие «игры» играть нельзя. Ничего, кроме недоверия и отторжения, они не вызывают.

Увы, эти очевидные истины никак не приживутся на Арбатской площади. Открытого и честного диалога с гражданским обществом пока не получается. Вот и на прошедшей коллегии министерства обороны, посвященной анализу состояния дисциплины и правопорядка в вооруженных силах, как-то забыли предоставить  слово для выступления «оппозиционерам». Пригласить пригласили – но только для того, чтобы слушали, но не возражали, а тем более не предлагали свою, может быть, альтернативную точку зрения. Другое мнение, кроме руководящего, администрацию военного ведомства пока не интересует. Разве что его переизбыток в СМИ. 

Допускаю, автор излишне придирчив и его скептицизм объясняется, как говорит министр обороны, стремлением «заработать сомнительный политический капитал и приобрести дешевую популярность». Хотя, может, это сказано о совсем других людях. А любая дорога начинается с первого шага, пусть и такого маленького, как у Амстронга, как и у недавней министерской коллегии. Но только почему эти шаги – в раскорячку? Традиция что ли такая: хотят, как лучше, а получается как всегда?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала