Политический обозреватель РИА «Новости» Александр Юров.
Крупнейший в Европе коммерческий вещательный холдинг RTL покупает 30% акций российской телекомпании Ren-TV у ее основателей и совладельцев - Ирены и Дмитрия Лесневских. После завершения сделки в руках RTL и немецкого медиа-гиганта Bertelsmann, в который входит этот телеканал, окажется блокирующий пакет акций РЕН-ТВ. Если сделка будет одобрена российскими контролирующими органами, то к концу года в России впервые появится телевизионный вещатель с существенной долей зарубежного капитала.
Стоимость сделки по покупке российского телеканала группой RTL не разглашается. Однако в 2000 году, когда известный российский политик, руководитель крупнейшей в России энергокомпании РАО ЕЭС Анатолий Чубайс покупал 70% акций той же РЕН-ТВ, эта операция уложилась в $30 млн. Теперь же под давлением государства, которое требует у РАО ЕЭС наведения порядка с непрофильными активами, инициируется новая сделка. Энергетики вынуждены избавляться от своего участия в медиа-бизнесе. И делают это с заметной выгодой для себя. Пресс-служба РАО «ЕЭС» объявила о продаже своего пакета акций металлургическому концерну «Северсталь» за $100 млн. Логично предположить, что за пакет Лесневских RTL придется выложить пропорциональную сумму – порядка $50 млн.
Этот актив можно считать перспективным. "Пять частных российских вещателей, среди которых и РЕН-ТВ, сегодня делят 36,2% общенациональной аудитории", – недавно заявила на слушаниях в сенате США председатель Американо-российского инвестиционного фонда Патриция Клоэрти. При этом рынок телевизионной рекламы в последние четыре года растет темпами, близкими к 50%, и достиг 47% всего российского рекламного рынка.
Канал РЕН-ТВ начал вещание в 1997 году и на сегодняшний день является одним из самых крупных частных каналов, которые имеют зрителей на всей территории России. Он объединяет 354 независимых вещательных компании в России и в странах СНГ. Его программы принимаются в более чем 700 населенных пунктов от Калининграда (на Западе) до Южно-Сахалинска (на Востоке). Среди них все крупные города с населением более 1 миллиона жителей, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Казань, Новосибирск. Потенциальная аудитория канала - 95 млн. зрителей, – говорится в официальной справке РЕН-ТВ.
Впрочем, хотя официально только в Москве и Московской области РЕН-ТВ имеет огромную аудиторию – свыше 12 млн. человек, далеко не все из этих потенциальных зрителей в состоянии смотреть программы телеканала в удобоваримом качестве. То есть инвестирование в новое оборудование рано или поздно окажется нужным.
Скорее всего, с приходом нового мажоритарного акционера, заинтересованного в развитии бизнеса, канал продолжит экспансию на рынке. Именно так объяснят свою покупку и финансовый директор RTL Group Томас Рейб. Он сказал, что покупка вызвана желанием укрепить позиции RTL как единственного всеевропейского вещателя.
Между тем будущее канала REN-TV во многом зависит от нового владельца контрольного пакета – компании «Северсталь». По информации «Независимой газеты», полученной у информированного источника из данной компании, «Северсталь-групп» не планирует никаких революционных изменений на канале. И надеется, что непрофильный актив может принести ей немалые дивиденды, поскольку, по словам источника, медиабизнес в России имеет хорошие перспективы.
В такого рода оценках – ключ к пониманию этого события, пусть даже многие аналитики в самой России убеждены, что сделка имеет политическую подоплеку. Та же «Независимая газета» сообщает, что владелец «Северсталь-групп» Алексей Мордашов выступал на прошлых президентских выборах в роли доверенного лица президента России Владимира Путина и известен в бизнес-среде как один из его самых активных сторонников. Поэтому покупка телеканала, скорее всего, одобрена Кремлем, утверждает газета, и цель сделки – централизовать информационные потоки в России.
Однако эта логика заметно не совпадает с процессами, идущими на местном медиа-рынке параллельно с этой сделкой. То, что пытаются называть «зачисткой российских СМИ», почему-то не мешает все более активному приходу иностранного капитала в область издательского бизнеса. В прошлом году в Россию пришел ИД Axel Springer с журналами Forbes, «Русский Newsweek» и Wallpaper. А после выкупа контроля за ИД Independent Media финской Sanoma Magazines в России появились совместные проекты газет: «Известия» с New York Times и Moscow Times с International Herald Tribune. К осени на рынке печатных СМИ ожидаются журналы Economist (российский партнер — ИД Independent Media) и Business Week (проект ИД Родионова). А сами «россияне» расширяют свое присутствие в Европе — о желании создать подразделения на Украине уже заявили радио «Эхо Москвы». Там же организуется местный выпуск газеты «Коммерсантъ». Подобные планы рассматривает в данный момент и руководство газеты «Ведомости». Так что современные тенденции на российском медиа-рынке больше напоминают процесс глобализации данного бизнеса.