Обозреватель РИА «Новости» Мария Белозерецева.
Конференция доноров Ирака должна состояться во второй половине июля в Аммане (Иордания). Основная проблема – упорядочивание механизмов оказания экономической помощи Ираку. Речь, попросту, идет о том, что до сих пор большая часть средств, обещанная иракцам на предыдущих донорских конференциях, до них так и не дошла. Вызывает вопрос и то, как распределялись и на что были потрачены те средства, которые все–таки были выделены Ираку.
Так, Конгресс США инициировал расследование финансовых махинаций, связанных с Фондом развития Ирака. Создание фонда было одобрено в мае 2003 года резолюцией СБ ООН 1483, которая доверила распоряжение его средствами Временной коалиционной администрацией Ирака во главе с Полом Бремером. На счета фонда были перечислены средства, оставшиеся от программы «Нефть в обмен на продовольствие», а также прибыль от экспорта иракской нефти за 2003-2004 годы.
И вот сейчас законодатели, которые занимаются проверкой финансовой деятельности американцев в Ираке, называют сумму в 12 млрд. долл. Именно такие деньги, по их информации, были фактически бесконтрольно обналичены и распределены временными властями. Причем только в один день - 29 июня 2004 г. – исчезло около 2,4 млрд. долларов. Следы 8,8 млрд. долларов, якобы распределенных оккупационными властями по различным министерствам Ирака, тоже затерялись. По крайней мере по ним до сих пор не найдено ни одного платежного документа. В то время как резолюция СБ ООН обязывала использовать деньги Фонда на транспарентной основе – если вообще для таких случаев нужны резолюции.
Именно из опасений, что деньги из этого и других донорских фондов утекут в неизвестность, в свое время Россия отказалась записываться в число доноров Ирака. В Москве предпочитают строить сотрудничество с иракскими властями на двусторонней основе – идет ли речь о гуманитарной помощи или прямых инвестициях в конкретные промышленные объекты. Такое сотрудничество дает возможность не только контроля за выделяемыми средствами, но и предоставляет гарантии, что российские деньги не пойдут на оплату услуг фирм из других стран. В то время как другие страны, предоставляя крупные суммы в донорские фонды, по сути, оплачивали работу в Ираке тех фирм, которые выбирала оккупационная администрация.
Как это происходило – также является сегодня предметом расследования американских законодателей.
Так, представители демократов обнародовали результаты аудиторской проверки полученного дочерней структурой известной американской компанией «Халлибертон» (близкой к вице-президенту США Ричарду Чейни) - «Келлогг, Браун и Рут» (КБР) - крупного пентагоновского подряда на восстановление инфраструктуры иракской нефтегазовой отрасли (2,5 млрд.долл.) и снабжение американского контингента (8,6 млрд.долл.). Из них следует, что подрядчики обманули американское военное ведомство на 1,5 млрд.долл. за счет разного рода финансовых махинаций и должностных подлогов. Финансисты КБР вдвое завышали счета за поставленное продовольствие, автомобильный бензин и горюче-смазочные материалы. Надо отметить, что именно на счета КБР было перечислено около 170 миллионов долларов из Фонда развития Ирака. Теперь у фирмы возникли серьезные проблемы: выплаты по контрактам приостановлены, ведется служебное расследование.
Сенаторам-демократам удалось также раскопать информацию о том, что изначально само решение по иракским подрядам принималось с грубым нарушением ведомственных инструкций. Следы ведут в секретариат министра обороны США Дональда Рамсфелда, который держал этот вопрос на особом контроле и не подпускал к документации на тендер специалистов ведомства, отвечающих за соблюдение финансовой дисциплины.
К каким дальнейшим открытиям приведет сенаторов их расследование, пока неизвестно. Однако проблема в том, что договоры, заключенные КБР в Ираке, рассчитаны на длительные сроки (5 лет и более), а менять их условия задним числом запрещено.
Безусловно, сегодня ситуация в Ираке формально отличается от той эпохи, когда бесследно в один день исчезали миллиарды. Оккупационные власти уже год как сложили свои полномочия. Иракцы теперь сами могут распоряжаться своими деньгами. Однако в условиях, когда у власти находится то временное, то переходное правительство, нет гарантии, что финансовые средства пойдут на конкретные проекты, а не осядут на счетах многочисленных чиновников. Кроме того, механизм донорской помощи по-прежнему продолжает действовать, а значит остается актуальным проблема транспарентности распределения из него средств.
Ситуация в Ираке такова, что любые промышленные объекты и объекты инфраструктуры, которые с трудом удается восстановить иракским властям, становятся мишенью для террористов. Но кто даст гарантию, что в руках террористов не окажутся и бесконтрольные финансовые потоки, поступающие в Ирак?