МОСКВА. 29 июня. Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская
Гостиничные сети класса «люкс» - самые шикарные и фешенебельные – все активнее обосновываются в Москве. В 2006 г. русская столица обзаведется Ritz-Carlton – на месте демонтированного «Интуриста» на Тверской, в 2007г. на месте снесенной гостиницы «Москва» появится 5-звездочный отель Four Seasons. Свой проект готовит Conrad, входящий в семейство отелей Hilton. Уже есть Mariott, «Балчуг» и другие элитные отели.
Что ж, спрос есть – есть и предложение. Деловой въездной туризм в России развивается, большой заграничный бизнес наведывается в страну все чаще. Люксовые отели востребованы в крупных городах, особенно Москве и Санкт-Петербурге. Загружаются они на уровне 70-80%, а в пик сезона – и больше. Но факт остается фактом: дабы в России развивался массовый международный и внутренний туризм, ей нужны совсем другие отели – поскромнее и подешевле: 2-3-звездочные. У обычных туристов они пользуются наибольшим спросом. Таких отелей в стране как раз и не хватает.
Гостиницы советской эпохи, 1950-1980-х годов, соответствующие категории двух-трех звезд, уже морально и физически устарели. Заселяется, например, заморский гость в гостиницу «Университетская» - и, придя в свой номер, мягко говоря, недоумевает: ободранный пол, облезлая ванна, застиранные занавески, ветхие полотенца. Холодильник и телевизор работают? Значит, повезло. Сервис-то ничего, нормальный, на reception вполне вежливые люди. Но общее впечатление от гостиницы это не меняет. Впрочем, это еще более-менее приличный пример – на фоне остальных. Как тут ждать в Москве 5 млн гостей, как запланировано к 2010 году? Из приехавших в прошлом году в столицу 2,919 млн иностранцев часть явно была не совсем довольна размещением.
150 московских гостиниц, в которых 64 тыс мест, почти исчерпали свои возможности. Официально признано: лишь до 25% гостиничного фонда отвечают всем современным требованиям. И это, в основном, 4-5-звездочные отели, построенные за последние 7-10 лет, отмечают в столичном правительстве.
Планы по возведению гостиниц в Москве большие, необходимые - к 2010 г планируется дополнительно построить сеть отелей на 61,7 тыс мест. За прошлый и этот год гостиничный фонд должен вырасти на 14-15 отелей общей вместимостью 5-6 тыс мест. Идет строительство, реконструкция и проектирование еще около 90 отелей разных категорий. И все же…
Те 2-3-звездочные из них, которые возводятся или меняют «форму и содержание», - оправдают ли они надежды туристов по ценам и комфортабельности? Знакомая англичанка, преподавательница из Дарэма (Durham), жаловалась: присмотрела вроде бы неплохой отель, но там заломили цену 170 евро в сутки за самый обычный номер. Шутка ли?
Сколько именно будет построено гостиниц для массового туриста – тоже еще вопрос. Тут планы могут меняться. Ведь инвесторы охотнее инвестируют в глобальные проекты. «Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года» предусматривает и развитие прилегающих территорий, а это имеет экономический смысл только при строительстве больших комплексов и многокорпусных гостиниц. В таких комплексах обычно чего только нет: магазины, центры развлечений, бизнес- и фитнес-центры, экспозиционные площади, не говоря уж о кафе, ресторанах и сувенирных киосках. Возводить такие гиганты в мегаполисе выгоднее, чем строить маленькие отели, у которых и с рекламой-то могут возникнуть проблемы. Срок окупаемости гостиничных площадей – сравнительно долгий, не меньше 6 лет, а земля московская стоит дорого. Так что инвестировать в небольшие гостиницы – довольно рискованное предприятие.
В том, что туристическая индустрия в Москве будет развиваться, нет сомнений. Уже сейчас для гостей создают новые развлечения, открывают новые магазины, улучшают условия их жизни в столице. Но резоны большого бизнеса могут стать препятствием на пути строительства малых гостиниц. Большому бизнесу в России нужны большие прибыли. А уж какой ценой этого достичь – в этом разборчивыми оказываются далеко не все.