МОСКВА. (Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий – РИА «Новости»). На Северном Кавказе проявляются симптомы системного кризиса.: обостряются межнациональные конфликты, ужесточается борьба за власть, активизируется оппозиция. На этом фоне федеральный центр вынужден принимать кадровые решения: либо оставлять действующих глав регионов и выражать им доверие, либо искать преемника, либо внедрять «аутсайдера». То в одной, то в другой республике вспыхивают острые конфликты, ставящие под угрозу политическую стабильность.
Первым сигналом о дестабилизации ситуации на Северном Кавказе стала ситуация вокруг уже бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова: после трагедии в Беслане против него выступили родственники погибших, потребовав отставки главы республики. Однако тактика федерального центра заключается в недопущении опасных прецедентов, когда под давлением оппозиции принимаются кадровые решения об отставке руководителей республики. Поводом для его отставки стал отказ подписывать подготовленный полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком проект урегулирования осетино-ингушского конфликта, вновь разгоревшегося на фоне реализации реформы местного самоуправления.
Реформа местного самоуправления спровоцировала проблемы и в других регионах Северного Кавказа. В Ингушетии резко активизировалась оппозиция в лице движения «Ахки-Юрт» и депутата народного собрания Мусы Оздоева: они потребовали возвращения Пригородного района и отставки президента Ингушетии Мурата Зязикова. С оппозицией Зязиков сумел договориться. По крайней мере, на время акции протеста были отложены, а ее лидер Борис Арсамаков 28 июня был назначен советником президента. Сам глава республики получил доверие от центра и остался на посту президента.
Тем временем, реформа местного самоуправления стала поводом для беспокойства и в другом регионе: в Кабардино-Балкарии. Ранее самая стабильная республика с точки зрения межэтнических отношений, перестала быть в этом плане исключением. Между Эльбрусским районом (преимущественно балкарцы) и республиканским центром (контролируется кабардинцами) началось противостояние за контроль над курортной зоной Эльбруса (это главный экономический ресурс региона). Принятие нового закона о местном самоуправлении фактически передавал Эльбрус в республиканское ведение, а руководство района было «дублировано» постом спецпредставителя президента. Все это вызвало многотысячные акции протеста со стороны населения региона.
Тем временем, политический кризис тлеет и в Карачаево-Черкесии. Там развернулся конфликт экономического характера между кланами одной национальности – карачаевцами. Поводом для конфликта стало убийство депутата народного собрания и еще шестерых жителей республики в прошлом году. В середине июня оппозиция вновь поставила вопрос об отставке президента, но конфликт удалось погасить. Однако к этому добавилась и другая «головная боль»: против Батдыева выступили абазины – четвертый по численности этнос в регионе. Суть проблемы полностью идентична конфликту в Кабардино-Балкарии: абазины выступают против нового закона о местно самоуправлении.
В действительности, реформа местного самоуправления является лишь предлогом для активизации борьбы за политическое влияние и экономические ресурсы. В Кабардино-Балкарии речь идет о статусе курортной зоны Эльбруса и распределении доходов от ее использования. В Карачаево-Черкессии – о статусе крупнейшего в республике сельхозкомбината «Южный», приносящего значительные доходы местному бюджету. В Ингушетии оппозиция (поддерживается проигравшим на прошлых президентских выборах кланом Р. Аушева - М .Гуцериева), апеллируя к «больной» теме осетино-ингушского конфликта, получает дополнительный козырь в торге с исполнительной властью за влияние. Однако специфика Северного Кавказа в том и заключается, что почти любая политическая борьба или борьба за экономические активы усложняется межклановыми или межэтническими противоречиями.
Сегодня в центре внимания и другой регион – Дагестан. Аварцы - самая крупная этническая группа - уже много лет пытается вернуть себе руководство республикой, в которой сегодня правят даргинцы. Активизация аварцев происходит на фоне ожиданий скорой отставки Магомедали Магомедова: косвенным признаком этого стало награждение Магомедова Орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени – беспрецедентный случай для лидера регионального уровня. В августе прошлого года городское отделение внутренних дел Хасавюрта (поддержанное мэром города аварцем Сайгидпашой Умахановым) отказалось подчиняться МВД республики. Умаханов является единственным публичным оппозиционером главы Госсовета республики и возглавляет так называемый «северный альянс», действующий против республиканских властей.
Как видно, в республиках Северного Кавказа обострились самые разные конфликты, носящие и межэтнический, и межклановой характер. Все это накладывается на проблему эффективности правящих элит: южные регионы остаются самыми бедными среди субъектов РФ, социально-экономическая ситуация во многих из них катастрофическая, доверие населения к власти снижается. Все это было отражено и в докладе Дмитрия Козака, который обосновывает целесообразность снижения клановости власти в этих регионах и повышение контроля федерального центра. Перед федеральным центром стоит почти невыполнимая задача: разрешить системный кризис осторожными шагами, не нарушив хрупкого баланса и не допустив эскалации конфликтов.