Ольга Соболевская, обозреватель РИА "Новости"
Московский международный кинофестиваль (ММКФ), длившийся с 17 по 26 июня, сделал ставку на кино Ближнего и Среднего Востока, Балкан и России, выбрав для конкурса 17 лент. Лозунгом форума было «культурное разнообразие». Победило уверившееся в своих силах русское кино – «Космос как предчувствие» (Dreaming of Space) Алексея Учителя (2005). За 4-ю в своей практике игровую ленту режиссер взял главный приз – «Золотого Георгия». Наград удостоились также иранская и болгарская картины.
Русский фильм позиционировался как фаворит фестиваля уже изначально. Успехи российской киноиндустрии нельзя не признать. Еще на церемонии открытия президент ММКФ, режиссер-оскароносец Никита Михалков привел красноречивую статистику. 10 лет назад в России не было ни одного кинотеатра со звуком Dolby, нынче их уже 1000. В 1995 году сборы от кинематографа составляли всего 8 млн долл. В 2006 г ожидают сборов в 1,5 млрд долл. Российские ленты «Свои», "Коктебель", «Водитель для Веры», «Настройщик» были приглашены на многие фестивали и стали известны за рубежом.
Достижения российской киноиндустрии – это не просто подарок к празднику - московскому кинофоруму, а объективная реальность, очевидная в любом другом контексте. Русское кино действительно сделало очередной рывок с прошлого года, когда блокбастер Бекмембетова «Ночной дозор» впервые собрал 16,8 млн долларов (столько не заработал в России ни один голливудский фильм), а затем последовали «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Турецкий гамбит» Файзиева, «Статский советник» Янковского и другие ленты мейнстрима, имевшие кассовый успех. Да, эти фильмы явно напоминают ученические работы в голливудских мастер-классах, и их авторы по-мальчишески оглядываются на Голливуд, но у того и впрямь есть чему поучиться в плане качества картин.
Иное дело – содержание. Тут никто так откровенно не ориентируется на Голливуд. Российское искусство всегда считалось правдоискателем, трибуной для выражения Больших Идей. У российских зрителей среднего и старшего поколения требовательность к киноискусству – в крови. Так уж воспитали их Эйзенштейн, Бондарчук, Ромм, Григорий Чухрай, Тарковский, Параджанов и Михалков. Но нынче приходится уповать на авторское кино, на артхаус. Ведь мейнстрим явно обращен к молодежи и не предполагает особенно глубоких интеллектуальных переживаний. А вот артхаус наследует те советские кинотрадиции, к которым с пиететом относятся во всем мире. Картина Алексея Учителя «Космос как предчувствие» - из разряда артхауса и предназначена для вдумчивого просмотра, без кока-колы и поп-корна. Это не блокбастер – опора нынешнего развлекательного кинопроката. Эта лента требует душевных усилий.
История о молодежи 1950-х годов - кануна космических прорывов России - снята как стилизация под ретро. В воздухе витает предчувствие перемен, свободы, молодые герои жаждут расширить мир – советский мир, суженный политикой и отгороженный от иных вселенных. Игра в ретро, цитаты из искусства прошлого и ностальгия по старым надеждам давно и прочно в моде, так что тут Учитель всего лишь современен. А вот в чем настоящее обаяние картины, так это в том, что в ней есть живая жизнь, ее неровное биение – то радостное, то монотонное, есть те самые противоречия, которые делают искусство искусством, а не проповедью. И это заслуга, в том числе и сценариста, Александра Миндадзе: в любом быте он найдет потайное метафизическое дно.
«Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу получил 36-летний датский классик Томас Винтерберг (Thomas Vinterberg), автор «Дорогой Венди» (Dear Wendy), один из «героев» ретроспективы «Датское кино сегодня». За лучшее исполнение мужской роли отметили иранца Хамида Фаранеджада (Hamid Farahnejad) в фильме режиссера Казема Маасуми «Левой, левой!» (Left Foot Forward on the Beat). «Серебряный Георгий» в номинации «Лучшая женская роль» достался болгарке Веселе Казаковой (Vesela Kazakova) за ленту «Украденные глаза» (Stolen Eyes) Радослава Спасова (Radoslav Spassov). Спецприз жюри у «Вечной мерзлоты» финна Аку Лоухимиеса (Aku Louhimies).
За 10 дней форума показано 18 внеконкурсных программ, и молодых, и опытных режиссеров Востока и Запада, и артхаус, и мейнстрим. Здесь был и фильм о Франсуа Миттеране (в рамках ретроспективы лент французского режиссера Робера Гедигяна), и ленты Конрада Вольфа, которые приурочили к 60-летию Победы во Второй мировой, и фильмы о ближневосточном конфликте, и на тему ислама. В российских внеконкурсных программах оказалось 97 лент.
На ММКФ прибыли зарубежные звезды. Форум чествовал великих: Анни Жирардо (она привезла фильм Ханеке «Скрытое» (Hidden)), Жанну Моро (ей вручена премия им. Станиславского, а ее подарок фестивалю – картина Франсуа Озона «Время прощания» (Time to Leave)), Иштвана Сабо, которого наградили «за вклад в мировой кинематограф». Среди маститых гостей фестиваля были и культовый британец Питер Гринуэй, и бельгийские братья-режиссеры Дарден.
Сенсацией стало, пожалуй, то, что Никита Михалков решил в будущем создать новое жюри, которое бы выставляло конкурсантам оценки с духовных позиций. Российское кино, похоже, тоже готово вернуться к изысканиям в области человеческого духа. Такая прививка содержательности ему не повредит.