Ольга Соболевская, обозреватель "РИА Новости"
У бизнес-туризма в России большие перспективы: он еще крайне молод, родился в 1990-е годы, вместе с бумом открытия представительств иностранных фирм в стране и совместных предприятий. Все доходы и победы этой новой для страны отрасли – впереди, особенно учитывая то, что, по предсказаниям экспертов, в ближайшие 10 лет Россия переживет бум инвестиций в индустрию путешествий и одновременно больше интегрируется в мировую экономику.
Бизнес-туризм весьма капиталоемок, но и прибыли приносит внушительные. Он, собственно, и отличается от обычного туризма тем, что "деловые" туристы тратят в 3-4 раза больше денег, чем остальные путешественники - в среднем 1200 USD в день. Деловой туризм подразумевает полный пакет туруслуг: от бронирования авиабилетов и оформления виз до организации переговоров с партнерами и отдыха. Этакое совмещение изучения рынков с массой удовольствий.
В России появляется все больше турфирм, которые готовы сделать для вас во время поездки абсолютно все, включая разработку выставочных стендов, сбор информации о потенциальных партнерах, найм охранников, PR-поддержку и рекламу на всех нужных языках. А некоторые фирмы предлагают даже банковские и консалтинговые услуги, экономические обзоры и торгово-посреднические операции.
Впрочем, компаний, позиционирующих себя исключительно в качестве бизнес-турагенств, в России пока немного. Обычно деловой туризм – лишь одно из многих направлений деятельности туристических организаций. Делать ставку на одни только бизнес-путешествия пока рискованно – в России эта туристическая отрасль пока непредсказуема.
Российские фирмы заимствовали опыт у западных. «Пионерами» были транснациональные компании – они первыми стали продвигать в России деловой туризм, опираясь на многолетний опыт.
В стране появились ассоциации и центры делового туризма, компетентные специалисты и издания. Проходят семинары и конференции по развитию корпоративного туризма. Следуя зарубежной моде, Россия стала чаще предлагать деловые круизы на кораблях и сочетание бизнес-программы с развлекательной.
«Репертуар» международных форумов и ярмарок, проводимых в стране, ощутимо расширился. Создаются новые выставочные организации и конгрессные бюро, у деловых встреч все больше спонсоров. Словом, Россия осознает все выгоды от делового туризма - то, что он стимулирует рост экономики, а разного рода крупные международные конференции сами по себе вносят большой вклад в формирование имиджа страны и привлекают инвестиции. Не говоря уж о заключении многообещающих сделок и налаживании новых контактов.
Так-то оно так. И, тем не менее, полноценная инфраструктура для делового туризма существует пока только в крупных городах с сильной экономикой: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге на Урале, Новосибирске и Иркутске в Сибири, во Владивостоке на Дальнем Востоке, Мурманске и Архангельске на Севере, Самаре и Тольятти на Волге, Сочи на берегу Черного моря.
В этих городах постоянно растет число четырех- и пятизвездочных отелей, которые оснащены всем необходимым для бизнес-туризма. Турфирмы более уверенно и качественно организуют деловые поездки.
И все же надо учесть: пока что в России явно преобладает выездной бизнес-туризм. То есть россияне активнее ездят на зарубежные выставки и конференции, чем иностранцы – в Россию. Порядка 1,5 млн россиян ежегодно отправляются со служебными целями в страны Европы. В Россию же по делам прибывают примерно 1,4 млн европейцев. 300 тыс россиян из соображений бизнеса устремляются в США, гостей из Америки в Россию приезжает в 2-3 раза меньше.
Такая ситуация не удивительна. Хотя бы потому, что поездка в Россию нередко стоит дороже, чем в другую страну, а соотношение цены и качества сервиса далеко не всегда правильное.
По своей стране россияне по делам ездят часто. По некоторым оценкам, число людей, совершающих поездки по стране с деловыми целями, составляет до половины всех путешественников. Что касается выездного бизнес-туризма, то русские деловые люди пускаются в туры по всем странам и континентам, на выставки по всем тематикам – от авиации до цветов и элитных часов. Самый внушительный десант обычно высаживается на сырьевых форумах и конгрессах.
3-4 дня работы на конференции сочетаются обычно с 1-2 днями отдыха и развлечений – картина вполне типичная. Россияне тратят деньги во время поездок щедрее, чем их коллеги из-за границы. Так, в Великобритании два года назад 58 тыс российских бизнес-туристов оставили 83 млн USD. Что на экономических форумах типа Давосского, что на киносмотрах уровня Канн российские делегации оказываются довольно заметными, хотя, к счастью, эпатажные загулы разудалых русских бизнесменов начала 1990-х уже в прошлом. Бизнес цивилизуется, и входят в моду чинные и благонамеренные поездки с серьезным настроем.
Страны-фавориты для русских бизнесменов – Германия, Франция, Италия, государства Скандинавии и восточной Европы. Визиты в Азию немногочисленны. И тут, в основном, русские едут в Китай и Индию.
На выставки и конференции – аэрокосмические, текстильные, строительных материалов – в Индию отправляются специалисты со всей России. Например, в Бангалор, где каждые два года проводится аэрокосмический салон, приезжают производители «Су» и «МиГов».
В мировом потоке доля бизнес-туристов равна 25-30%, в России – менее 20%. В мировом бизнес-туризме абсолютное первенство остается за индивидуальными деловыми поездками – 70,8%. На поездки для участия в конференциях и семинарах приходится 12,6%. На посещение выставок и ярмарок – 10,9%. Примерно по 3% составляют конгрессные туры и инсентив-туризм (англ. incentive) – поощрительные поездки в награду за успехи в работе.
В России же структура бизнес-туризма несколько иная. Популярность путешествий на выставки, конференции и конгрессы велика, в то время как доля инсентива – ничтожная, хотя и постоянно растет.
Лишь самые богатые российские компании могут позволить себе дорогостоящие корпоративные выезды сотрудников. Массовыми их назвать сложно: по большей части путешествует топ-менеджмент. Как правило, чаще организуются разовые деловые вояжи в страны, где работают основные партнеры компании.
Замечено, что Россия выставляет свои стенды на всех крупных международных туристических форумах, выпускает рекламные фильмы о возможностях своего гостеприимства. Однако, по правде говоря, резонанс от всего этого еще не слишком велик.
По прогнозам экспертов, к 2020 году объем деловых поездок в мире возрастет в 3 раза – с 564 млн в год до 1,6 млрд (во многом делает свое дело глобализация мировой экономики). Доходность отрасли в целом увеличится в 5 раз – с 399 млрд долл до 2 трлн долл. Какова будет доля России в этой арифметике, предсказать нелегко. Завоевать доверие клиента бизнес-класса не так просто – он консервативен и недоверчив. Впрочем, эксперты вполне оптимистично оценивают шансы России, учитывая ее стойкий экономический рост и повышение инвестиционных рейтингов. Лидером турбизнеса в ближайшие годы Россия станет едва ли, но вот место в первой десятке для нее вполне реально.