24 июня Москву с рабочим визитом посетит Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Запланирована ли его встреча с главой МИД России? Какие вопросы будут обсуждаться?
Министр иностранных дел Сергей Лавров примет Яапа де Хооп Схеффера. В ходе встречи предполагается обсудить достигнутый уровень и дальнейшие перспективы взаимодействия с НАТО, проблемы региональной безопасности.
Как бы Вы охарактеризовали сегодня отношения Россия-НАТО?
В целом мы удовлетворены поступательной динамикой развития партнерства с альянсом в формате Совета Россия-НАТО (СРН), со времени создания которого недавно исполнилось три года. За весьма короткий срок в наших отношениях сделан крупный шаг от предубеждений и стереотипов к налаживанию конструктивного взаимодействия на основе общих интересов в сфере безопасности: борьбы с терроризмом, распространением ОМУ, наркоугрозой, антикризисного реагирования и др.
Партнерские отношения России и НАТО стали существенным фактором европейской стабильности. Фактически «поставлены на рельсы» две главные «опоры» взаимодействия с НАТО: политический диалог и практическое сотрудничество. Благодаря правильно выбранной неполитизированной формуле обсуждения реальных проблем в сфере безопасности, Совет Россия-НАТО положительно себя зарекомендовал на фоне других межгосударственных объединений и имеет неплохие перспективы.
В каком направлении, по Вашему мнению, движется НАТО?
Развивая сотрудничество с НАТО, мы учитываем процессы трансформации альянса. Обратили внимание на предложения Генсекретаря НАТО по усилению политической составляющей организации, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией.
Мы также сторонники сложения и координации, а не конкуренции усилий ООН, России, НАТО, Евросоюза в интересах формирования новой, более надежной архитектуры международной и европейской стабильности. Убеждены, что задачи создания всеобъемлющей системы безопасности не по плечу решить ни одной организации, какой бы мощной она ни была. Их надо решать сообща.
Какова тематика политического диалога Россия – НАТО?
Со времени прошлого визита Схеффера в Москву (8 апреля 2004 года) нам удалось серьезно продвинуться на основных участках политической и практической работы в формате Совета Россия-НАТО.
Расширена тематика политдиалога: сегодня в СРН в доверительном, конструктивном ключе обсуждаются такие крупные проблемы региональной безопасности, как ситуация в Афганистане, Ираке, на Балканах, Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии. СРН все больше становится той переговорной площадкой, где на основе принципов равноправия и взаимного учета интересов мы сближаем позиции, сообща выходим на политические решения.
Есть ли продвижение в практическом двустороннем взаимодействии?
Заметный прогресс наблюдается в осуществлении ряда перспективных программ и проектов практического сотрудничества. Начата реализация комплексного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом. От заявлений солидарности мы переходим к реальным шагам по формированию совместного потенциала реагирования на такие угрозы - через обмен опытом и информацией. Планируются совместные учения и тренировки антитеррористических подразделений. Считаем необходимым активизировать усилия по налаживанию оптимальных механизмов обмена закрытой информацией, развитию антитеррористического сотрудничества по линии военных, совместным технологическим разработкам и др.
Не могли бы Вы привести примеры такого сотрудничества?
Важное значение в контексте совместной борьбы против терроризма имеет подключение России к контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. Завершается подготовка российских кораблей к участию в операции. Уже был пробный поход. Они начнут выходить на совместное патрулирование с кораблями альянса с начала 2006 г.
Полагаем, что перспективным направлением взаимодействия в рамках СРН может стать сотрудничество в области противодействия наркоугрозе с афганской территории. Продолжается проработка возможностей СРН в этом плане, в том числе через реализацию пилотного проекта по созданию центра подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана и транзитных стран Центральной Азии (на базе антинаркотического учебного центра МВД в Домодедово).
Как решаются вопросы оперативной совместимости войск обеих сторон?
Обеспечению оперативной совместимости войск России и стран НАТО уделяется большое внимание. В апреле с.г. на неформальной встрече СРН на уровне мининдел было подписано Соглашение о правовом статусе вооруженных сил стран НАТО и государств-участников программы «Партнерство ради мира» на территории друг друга. Наше присоединение к этому Соглашению существенно облегчает проведение совместных миротворческих и антитеррористических операций, а также военный транзит. Сейчас мы завершаем подготовку пакета соответствующих документов для внесения в Государственную Думу на ратификацию.
В ходе недавней встречи министров обороны в Брюсселе был одобрен документ по повышению уровня оперативной совместимости сил России и стран НАТО, который определяет модальности и условия взаимодействия при проведении совместных операций и учений.
Продолжается работа по обеспечению совместимости систем управления воздушным движением, противоракетной обороны, сил и средств чрезвычайного реагирования. В качестве обещающего направления сотрудничества рассматриваем выход на совместные разработки в области оборонной промышленности, науки и технологий.
Какие проблемы в отношениях Россия - НАТО остаются нерешенными?
Поступательное развитие взаимодействия с НАТО не означает, что у нас урегулированы все проблемы в отношениях с альянсом, скорее снизилась их острота. Мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет серьезного аргументированного обоснования.
Крупнейшим нерешенным вопросом в наших отношениях с НАТО остается, как и раньше, ДОВСЕ. После достижения российско-грузинских договоренностей по российским военным базам позиция НАТО по увязке вопросов ратификации адаптированного ДОВСЕ становится анахронизмом. Всем хорошо известно положение дел в Приднестровье. Решение вопроса о выводе нашего военного имущества зависит отнюдь не от нас, а от достижения там политического урегулирования. Ожидаем, что наши натовские партнеры предпримут встречные шаги и приступят к выполнению центрального, на наш взгляд, стамбульского обязательства - по скорейшему введению в силу адаптированного ДОВСЕ.
А можно ли вообще быстро решить подобные проблемы?
Надо смотреть в будущее. Мы просто не можем позволить себе увязнуть в проблемах, которые достались нам в наследство от прошлого, но по-прежнему отвлекают наше внимание и силы от решения задач, имеющих действительно жизненное значение для безопасности.
Одновременно отмечаем движение наших натовских партнеров в сторону большей транспарентности при реагировании на наши озабоченности в отношении модернизации военной инфраструктуры в странах Балтии, реконфигурации американского присутствия в Европе.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы отношений Россия - НАТО?
За прошедшее после подписания Римской декларации 2002 г. время мы убедились, что выбор в пользу продвижения к новому качеству отношений Россия-НАТО оказался правильным. Совет Россия-НАТО доказал свою востребованность и дееспособность. Вместе с тем, сегодня мы подошли к тому этапу, когда необходимо обстоятельно рассмотреть возможности качественного углубления работы, поскольку потенциал СРН, на наш взгляд, позволяет рассчитывать на большую отдачу.
Мы намерены поступательно наращивать политдиалог и практическое сотрудничество с НАТО по схеме особого стратегического партнерства, но при обязательном условии учета членами альянса законных интересов безопасности России.