Интервью президента Российской ассоциации международного права Анатолия Колодкина в связи с проводимой в Москве международной конференцией «60-летие Победы, создание ООН и международное право»
Кто примет участие в данной международной конференции?
Конференция проводится Российскими Ассоциациями международного и морского права при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, постоянного представительства и Информационного центра ООН в России, Института государства и права Российской Академии Наук, Благотворительного резервного фонда, других научных, общественных и предпринимательских организаций. Поскольку эта дата имеет всемирно-историческое значение, в конференции будут участвовать представители дипломатического корпуса, заместитель генерального секретаря ООН Н.Мишел, сотрудники специализированных учреждений ООН, члены Международного суда ООН, Трибунала ООН по морскому праву, Европейского суда по правам человека, Комиссии ООН по международному праву, многие юристы Великобритании, США, ФРГ, Бельгии, Франции, Бразилии, Болгарии, Польши, Австрии, Хорватии и др. Значительное число наших коллег прибудет из Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Туркмении, других бывших советских республик, в том числе Литвы, Латвии, Эстонии.
А чем объяснить выбор именно данной темы Конференции: рассмотрение 60-летия Победы и создания ООН в свете современного международного права?
Общеизвестно, что решающую роль в разгроме чумы XX века - фашизма сыграл СССР, что была одержана военная победа стран антигитлеровской коалиции, что народы Европы были освобождены от нацистского ига, а народы Азии - от террора японских милитаристов, что благодаря идеям и усилиям руководителей великий держав - Советского Союза, США и Великобритании была выдвинута идея о создании Организации Объединенных Наций, которая и была учреждена в 1945 году.
Однако, во-первых, в сущности это также была победа права над режимом неслыханного открытого террора, геноцида, произвола и расовой ненависти. Именно на это обратил внимание президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию 25 апреля сего года.
Во-вторых, в результате процесса над фашистскими преступниками родились принципы Нюрнберга, ставшие основой отношения мирового сообщества к международным преступлениям - преступлениям против мира и безопасности народов, военным преступлениям и т.п. Устанавливалась уголовная ответственность за агрессию, нарушения правовых норм ведения войны. Известна роль Устава Международных военных трибуналов Нюрнберга и Токио, а также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 года.
В-третьих, принятие Устава ООН явилось ничем иным как принятием международного договора, т.е. важнейшего источника международного права, содержащего те нормы, правила поведения государств, которыми они руководствуются и сегодня. Мы говорим о 60-летии Устава ООН, т.к. на Ялтинской конференции в феврале 1945 г. было решено открыть в апреле 1945 г. В Сан-Франциско учредительную Конференцию Объединенных Наций по созданию международной организации. 26 июня был подписан Устав ООН, который вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день был объявлен "Днем Организации Объединенных Наций".
В-четвертых, положения Устава ООН явились главными основами международных отношений, главными нормами, согласно которым не допускается применение силы или угроза силой, обеспечивается суверенное равенство государств, сохраняется принцип невмешательства во внутренние дела государств и территориальная целостность последних, осуществляется система мирного разрешения споров и др.
Необходимо напомнить, что 24 октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят весьма важный документ - Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН.
А какие новые проблемы Вы собираетесь обсуждать на Конференции? Появились ли какие-либо проблемы, ранее неизвестные международному праву, самой ООН и международным отношениям? Что, по Вашему мнению, беспокоит нашу общественность, вызывает споры, дискуссии?
Во-первых, это новые вызовы и угрозы, появившиеся в конце ХХ - начале ХХ1 столетий. Речь идет о международном терроризме и связанном с этим новым прочтении статьи 51 Устава ООН: если раньше мы говорили, что агрессию осуществляют лишь государства, то теперь мы признаем, что ее совершают также и международные террористические организации. Отсюда право на самооборону получают государства, подвергшиеся нападению террористов. Это, кстати, признается и в западной международно-правовой доктрине: английский автор Кристин Грей в книге "Международное право и применение силы", изданной в Оксфорде в 2000 году, подчеркивает, что силовой ответ на акт терроризма есть осуществление права на самооборону.
Угроза международного терроризма появилась в дополнении к веками известному пиратству на морских путях. Появилась угроза терроризма в отношении установившейся системы нераспространения - оружия массового уничтожения (ОМУ). А это породило взаимные усилия России, США, Великобритании, Франции и других стран по объединению военно-морских сил для перехвата судов, подозреваемых в совершении подобных действий (операция «Эктив эндевер» и инициатива «ИБОР»).
В этой же связи весьма важно обеспечение мира как в океанах, так и космосе, так как эти пространства (открытое море) не находятся под юрисдикцией какого-либо государства, а это порождает соблазн для бесконтрольного использования.
Одним из важнейших принципов международного права является принцип запрещения применения силы, что прямо предусмотрено статьей 2 Устава ООН. Применение силы правомерно лишь в двух случаях:
1) осуществление права на оборону;
2) решение Совета Безопасности ООН.
Применение силы в других случаях противоправно. Но в последнее время активизируется идея о возможной реализации права на самооборону в случае превентивного применения силы, превентивных упреждающих ударов в условиях неминуемости, неизбежности нападения. Генеральный секретарь ООН в своем докладе на 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи пишет: Неминуемые угрозы полностью охватываются статьей 51, которая гарантирует неотъемлемое право суверенных государств на самооборону от вооруженного нападения. Правоведы уже давно признают, что это относится к неминуемому нападению, как и к нападению, которое уже произошло.
Среди российских ученых нет единства в подходе к этой проблеме. Это есть один из признаков наличия демократии в обществе. Нет единого мнения и в западной доктрине международного права: "если Уолдок, Боуэтт, Мадугэл, Оппенгейм принадлежат к тем правоведам, о позиции которых говорит генеральный секретарь, то Броунли и Симма выступают против такого подхода. Они придерживаются решения Международного суда ООН по делу Никарагуа 1986 г: применение силы при осуществлении права на самооборону правомерно лишь при наличии факта нападения.
Мне лично представляется, что, во-первых, вряд ли целесообразно игнорировать или опровергать мнение генерального секретаря ООН, отражающее новые тенденции. Во-вторых, целесообразнее правоведам сосредоточить усилия по выработке точных критериев, условий, которым должен следовать Совет Безопасности и члены ООН при решении вопроса об осуществлении права на самооборону в рассматриваемой нами ситуации.
Значительное место в обсуждении на форуме современных тенденций в регулировании международных отношений займет деятельность судебных органов - Международного суда ООН, Международного трибунала по морскому праву, Европейского суда по правам человека. Небезынтересно рассмотреть также пути развития за 60 лет международного гуманитарного права.
Поскольку Конференция посвящена 60-летию победы, вполне понятно, что одной из задач созываемого форума должны стать выступления против пересмотра итогов второй мировой войны, против пересмотра решения территориальных вопросов, против идеологии фашизма, против неофашистов и расистов, против возрождения самого духа нацизма. Это связано с решимостью строить и поддерживать мир и правопорядок, как подчеркнул недавно в Париже Владимир Путин, на демократических принципах и международном праве. -0-