Дмитрий Косырев, политический обозреватель "РИА Новости"
На заседании Организации договора о коллективной обороне стран СНГ в Москве 23 июня будет обсуждаться Афганистан. Точнее – новые угрозы, которые, как выясняется, появились там для стран Центральной Азии в последнее время.
Очевидно, откуда пришла информация об этих угрозах: из Оша и Андижана. Из по сути соседних (хоть и разделенных государственной границей Узбекистана и Киргизии) городов одной и той же Ферганской долины, где обнаруживается слишком много сходства между мятежами последних недель и месяцев. Та же схема: захват государственных зданий, освобождение заключенных, использование мирных жителей в качестве живого щита, то есть заложников. И все больше фактов о том, что к этим событиям причастны "иностранцы". То есть люди с южных границ.
Факты, о которых речь, всплывают прежде всего в ходе ведущегося в Узбекистане международного расследования инцидента в Андижане. Впрочем, международных расследований по этому поводу – целых два, причем они никак не соприкасаются.
Одно ведется в парламенте Узбекистана, и в нем участвуют дипломаты расположенных в Ташкенте посольств – в том числе великих держав (Китая, России, Индии), и региональных игроков (Казахстана, Ирана, Пакистана и прочих соседей Узбекистана). В его ходе всплывает множество тревожных фактов. Не говоря о том, что у стран, в нем участвующих, постепенно накапливается и своя, отдельная от узбекской, информация, создающая вместе сложную и не всегда приятную для президента Узбекистана Ислама Каримова картину.
Второе расследование было организовано силами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в лагерях беженцев, сбежавших после событий в Андижане черех киргизскую границу. Тут обсуждался фактически один вопрос: можно ли было применять в ходе инцидента силу, и какую, или же стрельба в мирных жителей – привилегия одних только американцев в Афганистане или Ираке.
Участники каждого из двух расследований делают вид, что они единственные, и другого расследования не существует. Эта ситуация в целом показывает, до какого абсурда дошли отношения различных международных центров силы и влияния по поводу происходящего не только в Центральной Азии, но и в беспокойном мусульманском мире в целом.
США и европейцев приглашали участвовать в международном расследовании в Ташкенте – но они отказались. В свою очередь, источники, близкие к руководящим структурам ОБСЕ, в частной беседе так отзываются о региональных организациях по безопасности и развитию, включающих как страны Центральной Азии, так и их соседей: "мы не считаем их серьезными организациями". И, соответствено, никакого контакта с ними в "малом" расследовании в Киргизии не замечено.
Источники в российских правительственных структурах подтверждают: ОБСЕ в Центральной Азии старается избегать любого сотрудничества с упомянутыми ОДКБ, с Шанхайской организацией сотрудничества, ЕврАзЭС и другими. Более того, по сути все больше пытаются вступать с ними в прямую борьбу.
Это, с одной стороны, лишний раз напоминает о шатких юридических основаниях существования нынешней ОБСЕ, в которую ведь входят и Россия, и страны Средней Азии. Естественно, что для стран-членов организации абсурдным было бы бесконечно поддерживать структуру, по сути похищенную у них и используемую для дестабилизации их же правительств.
Но судьба ОБСЕ – отдельный разговор. Давайте признаем прямо, что речь не об отдельной организации с сомнительным будущим, а о попытках европейской бюрократии вести некую политику далеко за пределами Евросоюза.
Именно после Андижана у Узбекистана в российском политическом классе появилось много друзей, в то время как раньше эту страну там особо не замечали. Для россиян и вообще для всех, кто знаком с Центральной Азией, очевидно, что первым в этом регионе должно идти развитие – и лишь потом оно создаст базу для демократии.