Родился Виктор ЦОЙ (1962-1990), рок-певец, лидер группы «Кино»
Виктор Цой родился в Ленинграде. Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего, осенью 1981 года, группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. С 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов. Кроме того, Виктор Цой снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла».
В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент петербургскому музыканту, лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».
458 лет назад (1547) в Москве вспыхнул грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне погибли более 2,5 тысяч человек
С 1177 года, когда Москву сожгли половцы, начинается длинная летопись периодических пожаров в ней. В 1238 году ее выжигает Батый. Москва упорно возрождается из развалин и пепла и с 1328 года становится столицей Московского княжества. Через десять лет новая столица получила новую крепостную ограду: в ноябре 1339 года «заложен град Москов дубов». Иван Калита строит новые стены из громаднейших дубовых бревен около аршина в диаметре (их остатки были найдены в Кремле в 1839 году). Дубовые стены Калиты не выстояли и четверти века: они сильно пострадали от пожара 1365 года, и в 1367 году Дмитрий Донской поставил «город Москву камен» почти в пределах современного Кремля. Эти каменные стены простояли до 1485-1499 годов, когда Кремль был обнесен новыми каменными стенами, обратившими его в типичную итальянскую крепость. При частых пожарах Москва как город продолжала расти. В 1534-1538 годах каменная стена опоясала торговую часть Москвы (Китай-город).
Самый страшный пожар произошел в Москве в 1547 году в царствование Ивана IV. За шесть часов выгорели Кремль, Китай-город, большая часть посада, в огне и от удушья погибли более 2,5 тысяч человек. Сам царь спасался от пожара в селе Воробьево (Воробьевы горы). Большинство население города остались без крова. Предание гласит, что этот пожар был предсказан Василием Блаженным, Христа ради юродивым. Тогда юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами - на следующий день именно отсюда начала гореть столица. Сразу после пожара Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами».
Новый сильный пожар во время набега Девлет-Гирея в 1571 году, казалось, должен был уничтожить город, с таким упорством вновь возводимый, но в 1585 году начинается постройка нового кольца городских стен - Белого города. Через пять лет, в 1591 году, как только Москва отбилась от нового натиска монголов, тотчас же начинается постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, или Скородома, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Стены Скородома продолжали свое кольцо и за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома насыпается земляной вал и возникает Земляной город.
В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Рост города продолжался: возникали новые слободы, постепенно разрастающиеся и сливающиеся друг с другом. В XVIII столетии, при Елизавете, Москва обносится новою пограничною чертой - Камер-Коллежским валом, линия которого и поныне служит еще границей города.
80 лет назад (1925) в Москве появились первые такси, сначала их было 16 (автомобили марки «Рено»)
21 июня 1925 года в Москве появились первые такси. Именно этот день принято считать днем рожденья российского такси. Такси в Советской России были исключительно государственные, хотя в середине 1920-х годов НЭП был в самом расцвете. Таксомоторы быстро понравились горожанам. Во-первых, в то время автомобили были еще в диковинку, а, во-вторых, они стоили дешевле привычных извозчиков.
Первое время в качестве такси работали исключительно иномарки - «Рено», «Форд», «Фиат». Однако после того, как в стране стала появляться своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины: «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). Развитие таксопарков в России в 1920-1930 годах шло довольно активно, и в 1935 году в столице бегало уже 500 машин, а в 1939 году - свыше трех тысяч. Однако по сравнению в ведущими европейскими столицами эта цифра была просто смешной: в 1925 году в Париже было 16 тысяч такси, а в Лондоне - 8 тысяч.
Во время войны никаких такси, по совершенно понятным причинам, не было, однако уже в 1945 году этот вид транспорта начал быстро развиваться. Тогда же стали использовать и первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать представительные «ЗИС-110» и более скромные, но тоже комфортабельные для того времени «Победы». В конце 1940-х - начале 1950-х годов все такси стали иметь на своих бортах «шашечки» и зеленые огоньки.
1960-е годы ознаменовались для такси приходом «Волги-24», которые стали на несколько десятилетий главной машиной таксопарков. К 1971 году в Москве было 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х годов в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. Была создана и введена в строй автоматизированная система управления городским таксомоторным транспортом, которая позволяла оперативно связываться с каждой работающей на линии машиной.
В начале 1990-х годов, после экономических реформ, основную роль по перевозке пассажиров взяли на себя «частники». В середине 1990-х годов таксопарки стали возрождаться.
48 лет назад (1957) в США агентами ФБР арестован советский разведчик Рудольф АБЕЛЬ
Под именем Рудольфа Абеля в мировую историю спецслужб вошел Вильям Генрихович Фишер. Именем своего умершего друга и коллеги Рудольфа Абеля советский разведчик-нелегал назвался в октябре 1957 года на громком судебном процессе в Нью-Йорке по обвинению в шпионаже, чтобы тем самым дать знать Центру о своем провале.
Вильям Фишер родился 11 июля 1903 года в Ньюкасле-на-Тайне (Англия). В Великобританию родителей будущего разведчика - выходца из семьи немцев-переселенцев Генриха Фишера и его жену Любу, уроженку Саратовской губернии - выслали из России в 1901 году за революционную деятельность. В 16 лет Вильям Фишер поступил в лондонский университет. Когда в 1920 году Фишеры вернулись в Россию и стали советскими гражданами, Вилли (так звали его друзья) вместе со старшим братом Генрихом стал работать переводчиком в отделе международных связей Исполкома Коминтерна. В 1924 году он продолжил образование в Институте востоковедения в Москве, но по окончании 1-го курса был призван на воинскую службу, где получил специальность радиста - позже это определило его дальнейшую судьбу.
В 1927 году Вильям Фишер начал службу в органах госбезопасности и неоднократно выезжал за рубеж с разведывательными заданиями, пока в 1939 году не был уволен с учетом «особенностей ситуации в Европе» как имеющий немецкие корни. Вилли вернулся к своей гражданской специальности и до начала войны проработал на одном из авиазаводов инженером. Осенью 1941 года Фишера вернули в органы для работы в новом подразделении по созданию разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов.
После окончания войны Вильям Фишер стал сотрудником внешней разведки и попал в число тех, кого готовили к нелегальной работе. Под псевдонимом «Марк» он был направлен в ноябре 1948 года в США, где руководил нелегалами из «атомной группы». В Нью-Йорке стал свободным художником Эмилем Голдфусом и легко вошел в местное общество как добропорядочный американец. Причиной ареста Абеля стало предательство связника; суд приговорил разведчика к 30-ти годам тюрьмы, но в феврале 1962 года близ Потсдама был осуществлен обмен Абеля на осужденного военной коллегией Верховного Суда СССР американского летчика-шпиона Пауэрса.
До самой своей смерти 15 ноября 1971 года Рудольф Абель работал в центральном аппарате внешней разведки. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 2001 году в Москве вышла книга Николая Долгополова «Они украли бомбу для Советов», в которой подробно рассказывается о работе Абеля с «атомной группой».