Рейтинг@Mail.ru
Жизнь есть сон, а что делать в бессонницу? - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь есть сон, а что делать в бессонницу?

Читать ria.ru в
«Жизнь есть сон» – одно из самых популярных выражений в Испании. Возможно, испанцы правы. Когда жизнь катится по накатанной колее, а зубы и душа не болят, то годы действительно летят незаметно и легко. Правда, само выражение весьма многозначно... Все беды от тех, заключал философ, кто, страдая бессонницей, мешает спать остальным. Унамуно, правда, не дал рецепта снотворного и не ответил на логичный вопрос: что же делать разгоряченному уму, когда вокруг стоит великий народный храп. Тем не менее, как убедится читатель, некоторые мысли испанца еще позапрошлого века весьма актуальны и для сегодняшней России...

«Жизнь есть сон» – одно из самых популярных выражений в Испании.

Возможно, испанцы правы. Когда жизнь катится по накатанной колее, а зубы и душа не болят, то годы действительно летят незаметно и легко. Правда, само выражение весьма многозначно. Именно поэтому немало талантливых  испанцев его использовали в своем творчестве, начиная с Лопе де Вега и кончая одним из основоположников экзистенциализма и блестящим публицистом Мигелем де Унамуно. Как доказывал Унамуно в своем эссе 1898 года «Жизнь есть сон», дремота - счастливейшее состояние всякого народа и грешен тот, кто пытается, пусть даже во имя прогресса, разбудить спящего.

Все беды от тех, заключал философ, кто, страдая бессонницей,  мешает спать остальным.  Унамуно, правда, не дал  рецепта снотворного и не ответил на логичный  вопрос: что же делать разгоряченному уму, когда вокруг стоит великий народный храп. Тем не менее, как убедится читатель, некоторые мысли испанца еще позапрошлого века весьма актуальны и для сегодняшней России.

«В действительности, - писал Унамуно, - только мы, те, кого в большей или меньшей степени справедливо называют интеллигенцией, да некоторые общественные деятели твердят сейчас на каждом шагу о возрождении Испании. Эта наша последняя ставка, наша навязчивая идея, от которой почти никто - наша слабость - не может отмахнуться.  Народ же, или то, что мы в противоположность себе называем многозначным словом народ, то есть массы, рядовые люди - молчит. Для них все эти разговоры все равно, что шум дождя...

Что ему до того, займет ли Испания снова подобающее место среди великих наций или нет? Что он получает от этого? Слава нации? Наша миссия в Истории... Книжные штучки!

Что, разве в большем согласии с самим собой живет сознательный гражданин великой нации, чем крестьянин какой-нибудь забытой всеми деревушки? Селянин из Тобосо, который рождается, живет и умирает, разве он менее счастлив, чем житель Нью-Йорка? Будь проклята эта наука, торговля, производство - все, что дает нам прогресс, если он опьяняет нас настолько, что мы не способны услышать голос вечной мудрости, повторяющей vanitas vanitatum! (Суета сует!)

Дайте другим бежать, в конце концов, и они остановятся. Надо ли жертвовать народом... чтобы он... входил в число Kulturvolken (цивилизованных наций), как говорят немцы?

Не знаю, есть ли национальное самосознание в Испании, но вот народное есть. Испанский народ... как один поднялся... против войск Наполеона, которые несли нам прогресс. Но народ прогресса не захотел... Народ понял, что прогресс превратит его жизнь в страшный кошмар. Он почувствовал это и воспротивился».

Цитата, признаю, длинная, но она того стоит. Замените в приведенном  тексте слово «Испания» на слово «Россия» и прочтите еще раз.

Соглашаться во всем  с Унамуно не обязательно, но задуматься над его словами следует. Прежде всего нашим разнообразным патриотам, которым было бы полезно - на всякий случай - еще раз сверить свои собственные мечты с мечтами простых российских граждан. Было бы не плохо так же отказаться от давних разговоров о русской исключительности. Как не трудно заключить из слов Унамуно, есть особенности, а вот исключительности нет. И уже не будет. Противоречие между консервативной провинцией и городом-прогрессистом вопрос не столько национальный, географический или религиозный, сколько временной. Пусть и медленно, но «гора и Магомед» сближаются: даже если провинциал-консерватор не идет к городу,  город сам шагает к нему. Селение Тобосо и Нью-Йорк (о них писал Унамуно) расположены все там же, но в XXI веке они  стали ближе друг к другу, чем в веке XIX. Хорошо это или плохо – дело вкуса. Унамуно решил, что плохо, но это еще не факт. Ошибался и он.

Еще важнее другое. Говоря образно, российский народ не спит уже второе столетие подряд, если не считать того дремотного периода, что в нашей истории привыкли называть «брежневским застоем». Термин, конечно, не очень удачный, поскольку именно в этот период, пусть и не заметно для глаза, проходил процесс брожения идей, на которых позже и поднялась, как тесто, перестройка. Какой  застой там, где дрожжи?

Русско-японская война и революция 1905 года, война 1914 года, Февраль и Октябрь 1917-го, гражданская война, раскулачивание и коллективизация, снос храмов, сталинские репрессии, вторая мировая война, восстановление послевоенной разрухи, развенчание Сталина, сравнимое для многих наших сограждан с крушением мира, потом немного Брежнева, а там уже и темпераментный Горбачев.  С еще более темпераментной межрегиональной депутатской группой. Наконец, ГКЧП, развал СССР, бурная ельцинская эпоха  (много уличной демократии, но еще больше коррупции и воровства). Дефолт, либеральные реформы, расслоение общества - короче говоря, какой уж тут сон?

Выводы. Во-первых, народ безумно устал от вышеперечисленных передряг. Даже от тех, которые гипотетически ведут к прогрессу. Так что ненавязчивый совет власти – не крутить руль слишком резко и внимательно следить за ухабами на дороге. Чтобы лишний раз не тревожить пассажира.

Во-вторых, ехать следует осторожно, но значительно быстрее. Не очень популярный сегодня Карл Маркс еще в молодости заметил: «развитие производительных сил является  абсолютно необходимой предпосылкой коммунизма еще и потому, что... с нуждой должна снова  начаться борьба  за необходимые предметы и, значит, должна воскреснуть вся старая дребедень». Сказанное Марксом в полной мере касается  и либерализма.  Если либеральные демократы не хотят «воскрешения старой дребедени», то следует максимально прибавить хода и устранить нужду, которую до сих пор испытывает большая часть россиян. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными уже не только позорен, но и опасен, поэтому современная Россия нуждается не только в эффективном, но и  в социально ориентированном  менеджменте.

Власть это понимает. Во всяком случае, президент Путин говорит об этом неустанно. Вопрос в том, насколько понимает (или желает понять) ситуацию в стране и своего президента  могучий и живучий российский бюрократический аппарат. Он-то уж точно не дремлет никогда, бдительно защищая свои интересы. Это его чавканье постоянно будит нас с вами по ночам. Очень важно, чтобы в этой схватке победил президент, а не жвачные.

Пока же, увы, хроническая бессонница. Как там у Пушкина: «Не спится, няня: здесь так душно!» А вот Испания уже спит. Преодолев сначала левый, а потом и правый радикализм, решив самые острые проблемы, испанцы могут теперь позволить себе нормальный режим: здоровый сон ночью и бодрый подъем утром.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала