Валерий Федоро, генеральный директор ВЦИОМ.
Пятнадцать лет назад перестройка вернула в нашу страну давно забытое понятие - публичная политика. Окрывшимися возможностями воспользовались прежде всего две возрастные группы. Во-первых, разномастные «шестидесятники», сформировавшиеся как личности в эпоху хрущевской оттепели и ранних брежневских «заморозков». Характерные представители этой поросли –Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Борис Березовский. Параллельно с ними пришли в большую политику более молодые разночинцы-«семидесятники», начавшие сознательную трудовую жизнь на излете 70-х – в начале 80-х годов. Лица этого поколения – Анатолий Чубайс, Сергей Станкевич, Григорий Явлинский.
Но уже через несколько лет, ближе к концу первого президентского срока Бориса Ельцина, публичная политика выродилась в «большой пиар», реализуемый посредством центрального телевидения и изощренных выборных технологий. Одни и те же политические фигуры, успевшие пробиться в лидеры парламентских фракций (партиями их назвать было можно только очень большим авансом) замаячили на телеэкранах. Сформировалась очень узкая колода «профессиональных политиков», дружно работавшая не на привлечение симпатий избирателей, а скорее на снижение политической конкуренции, «отстрел» соперников-новичков, деполитизацию населения. Последнее получалось лучше всего – интерес электората к знакомому набору скучных и равно не внушающих доверие лиц падал неуклонно, что беспристрастно фиксировали все снижающиеся цифры явки на думские выборы.
Редкие свежие лица, кого не удалось «заклевать» старожилам, меняли ситуацию несильно, со временем вписываясь в стройные ряды заслуженных телеполитиков. Так появились «в ящике» Борис Немцов, Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев. Если же по тем или иным причинам этого не получалось, то уходили с федеральной политсцены: кто в бизнес, кто в регионы, кто – в небытие. Такова судьба Александра Лебедя, Евгения Примакова, Юрия Лужкова.
Между тем верхушечная, беспартийная по сути модель публичной политики, несмотря на частичную смену лиц в телевизоре, оставалась без изменения. Что такое партия эпохи «большого пиара»? Узкая группка сторонников, включая членов семей, к которым на период очередных выборов добавляются наемные политменеджеры и случайная, часто - оплачиваемая на почасовой основе политмассовка. Идеология, программа, ценности, партийный актив – все вроде бы есть, но лишь для проформы. За ней же – тотальная пустота, вакуум вокруг «партийного» лидера, одинокой звезды без планет и спутников.
Но всему приходит конец, и сияние каждой из «звезд» со временем сильно ослабело. Созданная и тщательно культивируемая ими система «лидеров без партий» истощила свои ресурсы, а без притока новых – занялась самоедством и довольно быстро проела себя насквозь. Сегодня мы видим лишь обглоданные партийные скелеты и призраки «схлопнувшихся» звезд там, где еще недавно, казалось, царила жизнь, лучилась харизма вождя, источая своим адептам кураж, деньги и связи.
Сегодня политические «зубры», закаленные в бесчисленных телебаталиях, оказались совершенно беспомощными перед новыми вызовами. В стране, по большому счету, только один политик – президент. Остальные едва тянут на статистов в хоре. Но политика, как и природа, не терпит пустоты. Поэтому на подмостки политической сцены активно пробиваются новые силы. В политику, кажется, впервые после перестройки приходит новое поколение. Приходит молодежь.
До сих пор никто всерьез не рассматривал молодежь как серьезный политический ресурс. Шли битвы за голоса пенсионеров, бюджетников, военных, заключенных. Опыт провальных агитационных кампаний Союза правых сил всем показал: молодежь настроена «пофигистически» и на выборы не ходит. Однако череда революционных смен власти в странах СНГ дала совершенно другие примеры. Молодежное движение «Кмара» стало движущей силой уличных акций в Тбилиси, проложив дорогу к власти Михаилу Саакашвили (который сам является довольно молодым человеком). Активисты «Поры», молодые люди без определенных занятий и студенты дневали и ночевали на Майдане Незалежности в Киеве и вынудили старую власть сдать свои позиции практически без боя.
В России, до недавнего времени, молодежью всерьез интересовались разве что экстремистские организации типа скинхедов, нацболов и т.д. При федеральных партиях были молодежные организации – комсомол, Молодежное «Единство», «Соколы Жириновского» и т.д., - но заметной роли в российской политике они не играли. Теперь ситуация начинает меняться. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост популярности недавно созданного молодежного движения «Наши». По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, «Наших» узнают 9% опрошенных, «Идущих вместе» - 4%, националистов, скинхедов и нацистов в совокупности – 4%. Однако 76% респондентов не смогли назвать ни одного молодежного движения. Это свидетельствует о том, что вхождение молодых в большую политику пока идет достаточно тяжело. Но в данном случае важна динамика процесса. Так, по опросам ВЦИОМ, с марта по июнь узнаваемость движения «Наши» возросла с 4% до 9%. По всей видимости, «Наши» на этом не остановятся. А это означает, что недалек тот день, когда эта молодежная организация сможет всерьез помериться силами со старшими товарищами.
Видя успех «Наших», федеральные партии начинают уделять большее внимание своим молодежным организациям. Оако соперничать с «Нашими» им не по силам. Об этом говорит соотношение узнаваемости и симпатий к движению. «Наших» знают 17% опрошенных, а симпатизируют им 10%. У Молодежной организации СПС показатели соответственно 10% и 3%, у молодежного «Яблока» – 10% и 2%. «Соколов Жириновского» знают 8% респондентов, а симпатизируют им всего 3%. У молодых коммунистов - 7% узнаваемости и 3% поддержки.
В чем сила «Наших»? Очевидно, что на голом информационном ресурсе при всем желании таких впечатляющих результатов не добьешься. Скорее, дело в удачном для движения сочетании целого ряда факторов. Это, конечно, общественный запрос на перемены, на новые лица, на новую политическую струю в целом. Это сетевая, а не централизованная, как принято во «взрослых» партиях, структура. Это четкое позиционирование - показательно, что респонденты видят в «Наших» силу, выполняющую оборонительные функции. За последние два месяца с 6% до 10% возросло число тех, кто видит в новом движении барьер для «оранжевой революции». С 12% до 16% возросло количество опрошенных, считающих, что «Наши» поставят заслон фашистской угрозе в России. Таким образом, молодежные организации начинают приобретать имидж «боевых отрядов», стоящих на страже российских национальных интересов.
Таким «защитникам» страны, с точки зрения массового сознания, противостоят «разрушители». Такие движения, как «Оборона» или «Идущие без Путина», декларируют себя в качестве кадрового резерва и проводника для экспорта «оранжевой революции» в Россию. Выглядят эти претензии пока несерьезно. «Оборону» знают только 2% опрошенных (при подсказке, а без нее – никто не назвал такую организацию). «Идущих без Путина» - 1%, «Стоп-кран» Хакамады (вот, кстати, характерная попытка политика-семидесятника перехватить инициативу у нового поколения, подчинить его энергию собственным политическим интересам) – сотые доли процента.
У молодежных «революционеров» - пока слабая ресурсная база, очень узкий круг симпатизантов, идейная каша в головах. Политическое будущее есть только у тех организаций, которые ставят перед собой задачу защиту национальных интересов. Молодежь менее цинична и более патриотично настроена, чем «взрослые» политики. Продажа государственного суверенитета задешево и защита интересов владельцев крупной собственности от государственного контроля – явно не те цели, за которыми молодежь идет в политику. Опасность скорее в том, что вниманием и симпатиями политизирующейся молодежи завладеют левые популисты-антигосударственники и пещерные националисты, энтузиасты «белого дела».
Направить растущую политическую активность молодежи в созидательное, а не в разрушительное русло, организовать мягкое и органичное вхождение молодежи в политику – вот задача, которая стоит сегодня перед нашим политическим классом.
Какие молодежные организации и движения Вы знаете? Назовите, пожалуйста, 2-3 из них | ||
| 19–20 марта 2005 г. | 28–29 мая 2005 г. |
Движение "Наши" | 4 | 9 |
«Идущие вместе» | 3 | 4 |
Националисты, скинхеды, нацисты | 1 | 4 |
Лимоновцы | 2 | 2 |
Молодежное "Яблоко" | 1 | 2 |
«Соколы Жириновского» | – | 2 |
Коммунистический союз молодежи | 0 | 2 |
Молодежная организация СПС | – | 2 |
Революционно-коммунистический союз молодежи | 0 | 2 |
Не знаю никаких молодежных организаций, движений | 66 | 48 |
Затрудняюсь ответить или не помню названия | 18 | 28 |
Какие из ниже перечисленных политических молодежных организаций и движений Вы знаете, а каким из них симпатизируете? |
| |
| Знают | Симпатизируют |
Движение «Наши» | 17 | 10 |
«Идущие вместе» | 13 | 4 |
Национал-большевики лимоновцы | 13 | 1 |
Другие национал-патриотические молодежные объединения (скинхеды и пр.) | 12 | 1 |
Молодежная организация Союза правых сил | 10 | 3 |
Молодежное «Яблоко» | 10 | 2 |
«Соколы Жириновского» | 8 | 2 |
Молодежная организация КПРФ | 7 | 3 |
Революционно-коммунистический союз молодежи РКСМ | 7 | 2 |
Молодежная организация объединения «Родина» | 6 | 4 |
Молодежное единство | 6 | 3 |
«Авангард красной молодежи» (АКМ) | 4 | 1 |
Молодежное движение «Оборона» | 2 | 2 |
«Идущие без Путина» | 1 | 1 |
Российские радикалы | 1 | 0 |
Не знаю никаких молодежных организаций, движений | 42 | 43 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 32 |
Как Вы думаете, на решение каких задач направлена деятельность молодежного движения «Наши»? | ||
| 19–20 марта 2005 г. | 28–29 мая 2005 г. |
Привлечь молодежь к активному участию в общественной и политической жизни страны | 31 | 20 |
Усилить среди молодежи поддержку президента Путина | 11 | 12 |
Противодействовать деятельности оппозиционных молодежных партий и движений (НБП – Лимонов, Молодежное Яблоко, Авангард красной молодежи (АКМ) и другие) | 4 | 5 |
Противодействовать угрозе фашизма в России | 12 | 16 |
Не допустить в России «оранжевой революции», как на Украине | 6 | 10 |
Чтобы способствовать развитию демократии и прав человека | 9 | 8 |
Это пустая затея, движение «Наши» не сможет стать массовой молодежной организацией и решать какие-то важные для страны задачи | 17 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 36 | 55 |
Молодежное движение «Наши» в качестве своей основной цели объявило борьбу с угрозой фашизма в России. Как Вы считаете, насколько актуальна для нынешней России эта задача? | ||
| 19–20 марта 2005 г. | 28–29 мая 2005 г. |
Это актуально, поскольку в обществе, особенно среди молодежи усиливаются фашистские настроения | 51 | 49 |
Это не актуально, фашизм для России – это мнимая угроза | 27 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 22 | 25 |
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 28–29 мая 2005 г. Опрошен 1581 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.