Татьяна Становая, ведущий эксперт аналитического департамента Центра политических технологий – РИА «Новости».
Украина намерена поставить вопрос о ликвидации газового консорциума, созданного с участием президентов России, Украины и канцлера Германии Герхарда Шредера в 2002 году. Одновременно ведутся переговоры с Туркменистаном о прямых закупках туркменского газа и строительстве газопровода в обход России. И буквально сразу стало понятно, что таким планам, по крайней мере, в ближайшей перспективе, сбыться не суждено.
Газовый консорциум получил второе дыхание в августе 2004 года, когда Украина готовилась к президентским выборам. Российский президент, понимая, что «преемник» Леонида Кучмы нуждается в поддержке со стороны Москвы, добился от Украины подписания важнейших документов по газовому консорциуму и проекту Единое экономическое пространство. Газовый консорциум, который предусматривает строительство газопровода «Богородчаны-Ужгород», предоставляет «Газпрому» возможность контроля над экспортом газа, который на территории Украины часто, как известно, «испаряется» в неизвестном направлении.
После прихода к власти команды президента Виктора Ющенко перед Украиной была поставлена задача избавиться от чрезмерной зависимости от России. Показательный пример – попытка правительства Украины заставить российские нефтяные компании продавать бензин по более низким ценам. Рычагов воздействия на российский бизнес предостаточно: проверки контрольных служб, риски возбуждения уголовных дел, подозрения в нарушении антимонопольного законодательства и т.д. – полный спектр административного воздействия. В газовой сфере все сложнее: нет у Украины, к ее сожалению, возможности на таком же языке «договариваться» с «Газпромом».
Поэтому было принято решение искать альтернативные пути. Как известно, «Газпром» поставляет в Украину туркменский газ. Вариант "освобождения" очевиден: закупать в Туркмении газ напрямую, а еще лучше построить трубу в обход России. Здесь встает лишь одна проблема: почти весь свой газ туркменбаши Сапармурат Ниязов обещал продать России. В то же время в ходе недавних переговоров с Ющенко он выразил готовность и с Украиной подписать газовый контракт. Только вот «экономика» у Ниязова особая: туркменский газ напрямую будет стоить дороже, чем через Россию.
Дело в том, что Туркменистан имеет большие проблемы с Западом, который обвиняет Ниязова в диктатуре, нарушении прав человека, подавлении оппозиции. После волны «цветных революций» оставшиеся нетронутыми режимы СНГ качнулись в сторону России: это видно по заявлениям лидеров и Узбекистана, и Казахстана. Туркменистану же дружить с Россией сам бог велел: в случае активизации оппозиции Запад, так же как и «гарант» демократии на постсоветском пространстве Михаил Саакашвили, безусловно поддержат противников режима Ниязова. И даже потенциальный газовый контракт с Украиной не позволит последней заступаться за туркменбаши.
Понимая все это, Ниязов осторожно лавирует между Украиной и Россией. Неслучайно он, вместо того чтобы благодарить Ющенко за вручение ему ордена Святого князя Ярослава Мудрого 5-й степени, обвинил украинские компании в конце мая в завышении цен на работы и оборудование в инвестиционных проектах, осуществляемых на территории Туркмении.
Тем не менее именно надежды на Туркмению дали украинскому правительству шанс выступить с инициативой ликвидации газового консорциума. Как заявил глава «Нафтогаз Украины» Александр Ивченко, создание консорциума для эксплуатации существующей газотранспортной системы Украины нецелесообразно. По его словам, для поддержания ее в рабочем состоянии не требуются внешние инвестиции. «ГТС будет только украинской и только государственной. Мы можем привлекать новых партнеров только для реализации новых проектов», - отметил он.
В ответ на это «Газпром» заявил, что ликвидация консорциума вполне реальна. И предъявил Украине счет на 7,8 млрд руб. за якобы пропавший российский газ. Кроме того, в сделках с Украиной предложено отказаться от бартерных схем, перейти на рыночные отношения и поставлять газ по европейским ценам.
Такой ход сработал безотказно: практически сразу Украина обратилась к России с просьбой сохранить прежние условия транзита газа. Да и пропавший газ сразу нашелся. То есть отказ от газового консорциума оказался слишком дорогим удовольствием для Украины. Туркмении тоже был подан вполне однозначный сигнал: 7 июня зампред правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов усомнился в наличии у нее заявленных запасов газа.
В то же время проблема Украины заключается не только в том, чтобы найти альтернативный источник газа. Внутри команды Ющенко нет консенсуса по поводу того, каким должно быть будущее консорциума. Наиболее радикальную позицию занимает здесь правительство и компания «Нафтогаз Украины». Близкий к Тимошенко депутат Верховной Рады, председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности Александр Гудыма заявил, что консорциум необходимо ликвидировать и начать «с чистого листа» с привлечением Германии и Франции.
Позиция главы государства более умеренная. Так, в марте этого года, Виктор Ющенко заявил, что возможное создание консорциума с Туркменистаном не должно быть альтернативой российско-украинскому газовому консорциуму. Более определенно высказался давний оппонент Тимошенко в команде Ющенко – председатель Совета по национальной безопасности и обороне Петр Порошенко. Он заявил, что ликвидация консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины не пойдет на пользу интересам ни России, ни Украины. Все это дает Москве свободу маневра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции