Политический обозреватель РИА «Новости» Александр Юров.
Современного потребителя трудно удивить – но именно это и происходит, когда видишь на экране своего мобильного телефона всплывающее трехмерное изображение начальника, а затем слышишь и его реальный голос. Однако речь не идет о видеофильме с участием реального человека, о передаче изображения с одного телефона на другой. Новая технология российской soft-компании SeeStorm позволяет нажатием всего одной кнопки превращать обычные двухмерные фотографии в объемные. При этом возникшие образы удается оживлять и дополнять голосом.
Особенно популярным использование avatars (трехмерные образы) становится у японских пользователей мобильных телефонов. Следом за миниатюрными игрушками-тамагочи и прочими электронными друзьями детей Страну восходящего солнца охватывает очередная технологическая страсть. Теперь они слышат из своих телефонов не какие-нибудь безликие голоса. Их сопровождают самые различные образы, на какие только хватает фантазии у хозяина мобильника. Впрочем, в этом году новая технология начинает приходить и в Европу.
Любопытно, что для российской компании, которой принадлежит новая технология, встроенная в телефоны самого различного производства, столь грандиозный успех не стал неожиданным. По словам Анны Чистяковой начальника маркетинговой службы SeeStorm, 2005 год стал одним из звеньев цепи планомерного подъема всех российских soft-компаний. Деятельность компании в этом смысле не является исключением. Десять лет SeeStorm планомерно росла. И поэтому нельзя говорить, что в этом году случилось что-то особенное. На рынок вышли организованные команды, в состав которых входят люди, которые знают, как что-то создавать. Знают, что рынку нужно и как это продать.
Это вовсе не значит, что раньше российские компании были никому не нужны. Российские специалисты давно умеют делать то, что сейчас предлагается на рынке. Просто сейчас оказалось, что на иностранных рынках имеется потребность в продуктах, которые нашлись в загашниках у российских компаний.
Еще в 2000 году ожидалось, что в ближайшие годы динамика экспорта российских soft-продуктов достигнет почти 60% (тогда как развитие азиатских рынков не превысит 30%). На сегодняшний день этот рынок стал одним из самых динамичных сегментов в экономики России.
Огромный потенциал российского рынка soft-продуктов разглядели и власти. Не так давно глава Министерства связи и информационных технологий РФ Леонид Рейман заявил, что в ближайшие пять лет для привлечения зарубежных инвестиций правительство намерено потратить на отрасль $650 млн. Ждут soft-компании и различные льготы. Будут создаваться свободные экономические зоны, снижаться налоги, а также появятся российские аналоги американской «Силиконовой долины». В итоге, по сведениям министерства, к 2007 году объем рынка достигнет $2 млрд. при общемировых величинах в $16 млрд. Для сравнения, нынешний объем российского рынка soft-продуктов оценивается в $380-500 млн.
Впрочем, у такого стремительного взлета есть и другое очевидное объяснение. Многие российские soft-компании изначально выбрали для своего развития нелегкий путь. В отличие от своих китайских и индийских коллег россияне сразу замахнулись на «прорывные» проекты. В основе многих их разработок лежит глубокое научное знание и обязательно know-how. Они никогда не гнались за сиюминутными результатами. А иногда даже вынуждены были ждать момента, когда за новой технологией подоспеет развитие рынка. «Долгое время, – рассказывает Чистякова,– мы были просто дивелоперской компанией, которая занималась больше инвестициями и развитием технологии. SeeStorm тратил время и силы на то, чтобы подготовить продукт к рынку, который только теперь начал коммерциализироваться. Стали появляться клиенты, на компанию обратили внимание, появилось признание".
Правда, при этом в России уже мало кто говорит о каких-то отдельных гениальных доморощенных программистах, которым обеспечен успех в мире высоких технологий. Для них в этом мире остается все меньше места. На рынок вошли крупные организованные компании. А гении перестают быть теми единицами, которые самостоятельно выступают на рынке. Успех SeeStorm показывает, что продаются на рынке только те soft-продукты, которые продвигаются организованными командами. Оттого и нынешний круг игроков на рынке российских soft-продуктов оказался ограниченным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции