Политический обозреватель РИА "Новости" Яна Юрова.
Формальным поводом обострения отношений стала пропажа из подземных хранилищ на Украине 7,8 млрд кубометров газа, которые российская компания закачала туда для будущей транспортировки в Европу. Раздраженное этим фактом руководство "Газпрома" потребовало от Украины оплатить пропажу по нормальной мировой цене - $160 за тыс. кубометров. Более того, после этого случая российский концерн больше не хочет работать с Украиной по бартерной схеме и предлагает все отношения перевести на деньги.
Сейчас в рамках бартерной схемы Киев получает от "Газпрома" 23 млрд кубометров газа в качестве платы за транзит этого сырья через украинскую территорию. Причем зачетная цена по этой схеме составляет $50 за тыс. кубометров. Вообще-то базовая цена газа даже для стран СНГ – $80 за тыс. кубометров. В данном же случае она уменьшена в связи с тем, что контрагент "Газпрома" на Украине, компания «Нафтогаз», дает россиянам льготу при оплате транзита: вместо базовых $1,75 за транспортировку 1 тыс. кубометров на 100 км он берет $1,09 долл.
Теперь "Газпром" идет на разрыв прежних договоренностей. Прилетевшему на переговоры в Москву председателю правления компанией «Нафтогаз Украины» Алексею Ивченко было сказано, что в 2006 году российский газ будет стоить 160 долларов за тыс. кубометров.
Это далеко не первый факт «воровства» российского газа на территории Украины. Однако прежде это сходило украинцам с рук. Россия хоть и поднимала вопрос о возврате пропажи, но делала это мягко и не очень настойчиво. И вдруг такая резкая реакция: вопрос о том, чтобы установить для Украины мировые тарифы на газ, обсуждался даже на заседании Госдумы РФ.
Дело в том, что долгое время Россия находилась с Украиной в особых отношениях, как, впрочем, и с остальными странами СНГ. Вот уже 10 лет на этой территории существует зона свободной торговли. Да и вообще по старой памяти многие экономические вопросы между этими странами решаются по льготным схемам. В феврале 2003 г. Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан решили сблизиться еще теснее и утвердили концепцию проекта ЕЭП (единое экономическое пространство), где будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Предполагалось, что в основу альянса лягут 93 соглашения.
Тогда больше всех активничала именно Украина. Бывший украинский президент Леонид Кучма настаивал на скорейшем создании зоны свободной торговли в рамках ЕЭП. В результате Группа высокого уровня, куда вошли переговорщики от всех стран-участниц проекта, подготовила список из 29 “первоочередных” мер. Среди них соглашения о правилах применения тарифных квот и тарифном администрировании, о единых условиях транзита через ЕЭП, об упрощении порядка таможенного оформления и контроля на внутренних границах, о правилах определения страны происхождения товаров из третьих стран.
О равенстве позиций в процессе данного объединения можно было говорить лишь с натяжкой. Ради создания ЕЭП Россия пошла на большие уступки. С 1 января 2005 года она перешла на взимание НДС (налога на добавленную стоимость) по стране назначения при экспорте нефти и газа. На этой мере настаивала Украина, грозясь в противном случае выйти из ЕЭП. Если учесть, что Россия поставила на Украину в прошлом году только нефти 22 млн. тонн, а еще туда идет газ и сжиженный конденсат, то в результате этой уступки по НДС бюджет Украины будет ежегодно пополнятся на $800 млн., а российская казна, наоборот, недополучать порядка $1 млрд. Очевидно, что Россия пошла на это из политических соображений. Но, похоже, просчиталась.
Предполагалось, что первые документы по созданию ЕЭП будут подписаны весной 2005 года. Однако зимой на Украине случилась «революция». К власти пришли новые люди, с новыми взглядами на будущее страны и ее положение в мире. В результате прежние планы создания ЕЭП тоже оказались под вопросом – по крайней мере в том, что касается Киева.
Нет, новая Украина не отказывается от участия в ЕЭП. Однако хочет войти туда только наполовину, ставя при этом партнеров в неравноправное положение. Она настаивает на скорейшем введении зоны свободной торговли и отмене ограничений по сахару, спирту, табачным и кондитерским изделиям. Интересно, что Россия пошла бы и на это. Однако Украина заявляет, что остальные пункты соглашений строящегося альянса ее не интересуют. Например, она не согласна вводить единый таможенный тариф. Не интересует ее и общий рынок капитала, услуг, рабочей силы.
Естественно, Россию не может не раздражать такая позиция Украины. Ведь получается, что Украина в отношениях с бывшими собратьями хочет пользоваться льготами, но одновременно не брать на себя многих обязательств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции