Рейтинг@Mail.ru
Большой театр накануне реконструкции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Большой театр накануне реконструкции

Читать ria.ru в
1 июля московский Государственный Академический Большой театр (ГАБТ) закрывается на реставрацию до 2008 года. Подготовка к ней шла 5 лет, подрядчики менялись, равно как и возможный бюджет «генерального обновления» главной музыкальной сцены страны. К 230-му сезону (осени), таким образом, будет функционировать только Новая сцена Большого по соседству, на той же площади с фонтаном. Она строилась как экспериментальная, для наиболее смелых постановок. На ней ГАБТ фактически реализовал свою новую идеологию – плодотворных заимствований с Запада и импорта спектаклей с прославленных мировых сцен, как и открытия молодых имен в опере и балете...

Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская.

1 июля московский Государственный Академический Большой театр (ГАБТ) закрывается на реставрацию до 2008 года. Подготовка к ней шла 5 лет, подрядчики менялись, равно как и возможный бюджет «генерального обновления» главной музыкальной сцены страны.

К 230-му сезону (осени), таким образом, будет функционировать только Новая сцена Большого по соседству, на той же площади с фонтаном. Она строилась как экспериментальная, для наиболее смелых постановок. На ней ГАБТ фактически реализовал свою новую идеологию – плодотворных заимствований с Запада и импорта спектаклей с прославленных мировых сцен, как и открытия молодых имен в опере и балете.

Именно Новая сцена поможет сохранить теперь и весь прочий репертуар театра. Правда, по словам генерального директора ГАБТ Анатолия Иксанова, в любом случае «реконструкция – это жизнь в экстремальных условиях». «При переносе спектаклей они должны быть адаптированы к меньшему сценическому пространству, то есть потребуется и перестройка декораций, и корректировка мизансцен».

Наиболее масштабные спектакли – такие, как опера «Борис Годунов» Мусоргского или балет «Спартак» Хачатуряна - перенести на Новую сцену все же не удастся. Приходится рассчитывать на их прокат в Кремлевском дворце, который когда-то был второй сценической площадкой Большого.

Вокруг самой реконструкции шли споры, «запороли» немало проектов. Оценки стоимости восстановительных работ колебались от десятков млн долл до 1 млрд. По некоторым расчетам, каждый кв. метр театра может обойтись в 9 тыс долларов. При этом после реконструкции площади Большого должны значительно расшириться, до 64,2 тыс кв.м.

Президент Владимир Путин, который в марте провел в театре совещание по его реконструкции, обещал лично контролировать восстановление Большого. «ГАБТ должен быть реконструирован с использованием самых лучших и современных технологий», - подчеркнул глава государства.

Театр давно нуждается в восстановительных работах. Под ним течет река Неглинная, грунты расползаются, и здание постепенно оседает. Метод вдавливания свай на глубину 20-25 м позволит театру найти точку опоры. Предполагается, что на этой глубине уже начинается материковый прочный грунт. Как говорит главный архитектор проекта реконструкции Никита Шангин, после решения проблем с фундаментом «дом на песке» превратится в «дом на скале».

Именно за счет подземных площадей и увеличатся общие площади ГАБТ. Растянуть здание в длину не получится - некуда. Между тем, театру уже давно не хватает пространства. Когда архитектор Кавос в середине 19 в реконструировал здание театра, созданное в 1825 г его коллегой Осипом Бове, труппа состояла всего из 200 человек. Сейчас штат в десять раз больше.

Итак, закулиса, мастерские Большого изменятся. А вот внешний облик театра почти не переменится, кроме северного фасада. Тот будет подчеркнуто современным. Архитекторы не стали соревноваться со своими предшественниками. Северный фасад будет со стеклянными лифтами снаружи – спрятать их внутрь и при этом не потеснить репетиционные залы оказалось невозможно.

Технические опции театра сегодня не отвечают требованиям современной сценографии. Среди агрегатов, приводящих в движение сцену, есть машины аж 1905 г выпуска. Все эти механизмы нуждаются в модернизации.
В ГАБТ мечтают также восстановить легендарную акустику и сделать максимально удобным покрытие сценического пола. Во время одной из реконструкций неделикатно обошлись всего лишь с оркестровой ямой - и акустика ухудшилась. Оркестровая яма когда-то была деревянной площадкой, под которой на глубине в несколько метров располагался огромный бочкообразный барабан. Он служил резонатором. Площадка – огромная дека из ели - воспринимала вибрацию, а резонатор усиливал ее и направлял через оркестр в верхний козырек, наклоненный в зрительный зал. Так усиленный звук шел на зрителя. В 1920-е годы резонатор… залили бетоном. «Этот барабан и деку мы предполагаем восстановить и поставить на подъемную деревянную площадку, которая позволит поднимать оркестровую яму до уровня партера, - говорит замгенерального директора ГАБТ Вячеслав Ефимов. – Тогда на Основной сцене станет возможно проводить симфонические концерты».

Поначалу в театре давали не только спектакли, но и балы, и сценический пол мог менять наклон, превращаясь из покатого во время показа спектаклей в горизонтальный во время балов. А главное, он был частью акустической системы: деревянный, он воспринимал звук и резонировал. А сейчас он сидит на бетонной основе. После реконструкции пол будет меняться: у оперы будет свой пол, у балета – свой. Для балета нужен поглощающий звуки пол. В опере же пол должен отражать звук.

Хотя жизнь во время реконструкции – «экстремальная», театр затевает амбициозные проекты в предстоящем 230-м сезоне. Он делает ставку на Вольфганга Амадея Моцарта, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. В 2005-2006 гг. готовятся премьеры «Волшебной флейты», «Золотого века», «Войны и мира» и «Золушки». Все эти новинки репертуара станут юбилейными: к 250-летию Моцарта, 100-летию Шостаковича и в честь 60-летия Великой победы.

В этом сезоне громкой премьерой стала опера Леонида Десятникова – модного композитора на либретто столь же модного, хотя и скандального писателя Владимира Сорокина «Дети Розенталя» о клонах великих композиторов.
«Пролетарский гламур» - так окрестили новую постановку главы балетной труппы Большого Алексея Ратманского, «Болт» Шостаковича - индустриальный гротесковый балет о жизни завода.

Осенью прошлого года восстановили первую версию оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

В феврале-2005 музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТ Александр Ведерников представил вердиевского «Фальстафа» в версии итальянского режиссера-классика Джорджо Стрелера. 229-й сезон завершит в ближайшие дни «Мадам Баттерфляй» Пуччини в трактовке знаменитого режиссера-постановщика из США Роберта Уилсона.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала