Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий – РИА «Новости».
Термин «партия власти» используют исключительно в отношении партийных организаций в странах постсоветского пространства. В России первая «партия власти» появилась в 1993 году в связи с первыми выборами в Госдуму. Это было движение «Выбор России» - объединение демократических сил, ставших идеологической опорой нового режима Бориса Ельцина. В дальнейшем «партии власти» становились все менее идеологизированными, более административными и менее самостоятельными политически. Иными словами, за весь период существования феномена «партий власти» он все больше превращался в инструмент политического управления партийной системой.
Условно можно сказать, что «партия власти» - это партия, представляющая интересы власти. Ее основное отличие от правящих партий состоит в том, что центр принятия решений находится за пределами партии. Например, партия «Единая Россия» не сумела добиться участия в выборе кандидатуры премьер-министра в 2004 году. Функция «Единой России» сейчас сведена до легитимации решений власти через представительство в парламенте.
Интересно, что по состоянию и успешности «партии власти» можно судить о ситуации внутри самой власти. Слабая, разрозненная власть никогда не могла добиться формирования сильной «партии власти». При Ельцине они не могли получить большинства в парламенте: движение «Выбор России» в 1993 году получил 15%, а НДР – в 1995 лишь 10%. Более того, часто «партии власти» раздваивались, отражая конкуренцию внутри самой власти: в 1993 году «Выбор России» конкурировал с Партией российского единства и согласия Сергея Шахрая, что было следствием борьбы за пост премьера между лидером «Выбора России» Егором Гайдаром и премьер-министром Виктором Черномырдиным. В 1995 году правоцентристский блок НДР «сдерживался» левоцентристским «Блоком Ивана Рыбкина», что отражало политическую борьбу внутри ближайшего окружения Ельцина. Самое жесткое противостояние «партий власти» было в 1999 году, когда сама власть раскололась по вертикали: против Кремля выступили региональные «партии власти», объединившиеся в промосковский блок «Отечество-Вся Россия».
С приходом к власти Владимира Путина ситуация качественно изменилась. Кремль начал системно относится к управлению партийной системой. Если раньше партийное строительство шло преимущественно в политическом «центре», то сейчас оно затрагивает и левый фланг: в 2003 году неожиданно высокий результат на парламентских выборах получил левопатриотический блок «Родина» во главе с лояльным Кремлю Дмитрием Рогозиным. При этом КПРФ получила почти вдвое меньше, чем на предыдущих выборах. Правые партии (СПС и «Яблоко») и вовсе проиграли выборы: если при Ельцине и «раннем» Путине они выступали партнерами власти, то сейчас Кремль в таких партнерах уже не нуждается.
«Единая Россия» оказалась самой сильной «партией власти» за всю современную историю России. Это стало возможным благодаря популярности президента, который поддерживает ее, а также укреплению самой власти: элиты консолидировались вокруг фигуры президента, выстроена знаменитая властная вертикаль, «олигархи» превратились в обычных бизнесменов (а ведь раньше именно крупный бизнес принимал самое активное участие в партийном строительстве). Сильная власть – сильная «партия власти». Но в то же время и политическая «ценность» «партии власти» для Кремля значительно выросла.
Ошибки при проведении социальных реформ (достаточно вспомнить январские акции протеста против монетизации льгот) ставят «Единую Россию» в трудное положение. С одной стороны, она «по долгу службы» должна поддерживать действия правительства. Но, с другой стороны, она заинтересована в сохранении симпатий избирателей. Не случайно, что во время рассмотрения вотума недоверия правительству России в феврале этого года, фракция «Единая Россия» воздержалась, не став выражать своим голосованием поддержку кабинету министров. Здесь как раз проявилось одно из самых интересных противоречий: будучи «партией власти», «Единая Россия» очень хочет покритиковать саму власть в лице правительства.
Снять это противоречие можно лишь одним способом – сделать правительство партийным. В этом случае «партия власти» превращалась бы в правящую и разделяла бы ответственность за принимаемые решения. Это возможно только при предоставлении «Единой России» права формирования правительства.
В 2003 году президент России в своем ежегодном послании Федеральному собранию заявил о необходимости формирования кабинета министров с опорой на парламентское большинство. Однако в действительности этого так и не произошло: правительство опирается на «Единую Россию» в парламенте только через посредничество Кремля. В послании президента этого года президент также указывает на то, что парламентское большинство в региональных парламентах должно предлагать кандидатуры на пост губернаторов. Но и здесь получается, что поддержка парламентского большинства получает кандидатура, уже определенная президентом.
Столь трудный процесс предоставления партиям реальной власти связан с опасениями потери политического контроля над исполнительной властью. Это особенно актуально для предстоящего электорального цикла в 2007-2008 годах: успех «партии власти» на выборах станет одним их факторов безболезненной смены власти в 2008 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции