РИМ, 7 июн - РИА "Новости", Николай Мирошник. В приморском городе Ла Специя на северо-западе Италии возобновляется судебный процесс по делу о массовом убийстве эсэсовцами в 1944 году мирных жителей местечка Стадзема.
Заочный суд над шестью бывшими офицерами и унтер-офицерами дивизии СС "Рейхсфюрер", обвиняемыми в расстреле 560 итальянских стариков, женщин и детей 12 августа 1944 года, официально начался 14 июля 2004 года.
Однако он сразу же был отложен в связи с необходимостью допроса новых свидетелей. И потом по различным причинам заседания военного суда Ла Специи переносились еще несколько раз, последний - в декабре 2004 года.
Несмотря на то, что большинство обвиняемых еще живы, все они - в весьма преклонном возрасте, и вызвать их даже на допрос в Италию из родной Германии сложно. Да и остающиеся в живых немногие свидетели расстрела из числа жителей Стадземы тоже уже многое вспоминают с трудом.
Правда, германские органы правосудия в последнее время достаточно активно сотрудничали с итальянскими коллегами и помогали им получить необходимые свидетельства, допрашивая бывших гитлеровцев на месте.
12 августа 1944 года эсэсовцы казнили на площади перед церковью Святой Анны в местечке Стадземе, приютившемся в предгорьях Альп, 560 итальянских гражданских заложников. После расстрела трупы были свалены в кучу и сожжены на площади.
В отличие от других массовых казней, которые гитлеровские оккупанты проводили в Риме и других городах Италии и которые, в большинстве своем, были местью за успешные операции партизан и помощь населения Движению Сопротивления, расстрелу мирных жителей Стадземы до сих пор нет не только "официального", но даже просто более-менее логичного объяснения.
Партизан ни в местечке, ни вокруг него не было, никаких военных операций против немцев никто там не вел. Более того, население забытого богом и властью горного местечка предпочитало в своей массе все годы войны "отсиживаться", придерживаться нейтралитета - оно открыто не демонстрировало своей приверженности фашизму, но и не сочувствовало Движению Сопротивления.
Может быть, именно из-за того, что этот случай был "нетипичным", труднообъяснимым и не вписывался ни в героическую историю Движения Сопротивления, ни в историю становления антифашистской Итальянской Республики, о нем, опять-таки, в отличие от других подобных преступлений нацистов в Италии, вскоре после войны за пределами Стадземы забыли все.
Лишь в середине девяностых годов прошлого века документы о массовом убийстве случайно всплыли наружу. Тогда и началось серьезное расследование.