Лариса Саенко
МОСКВА, 3 июн - РИА "Новости". В доме мод кутюрье Славы Зайцева было все как обычно - по подиуму в лучах юпитеров в нить вышагивали манекенщицы, наряды поражали воображение, публика рукоплескала.
Только сами создатели новых коллекций не выходили на поклон - их фото в незамысловатых одеждах или черных робах демонстрировали на небольшом экране, а награды за них получали люди в погонах Федеральной службы исполнения наказаний.
В Москве прошел финальный конкурс "Красиво шить не запретишь" - все представленные модели разработаны и исполнены заключенными.
"Посмотрите, сколько в этих моделях стремления к свободе, мечты о будущей счастливой жизни. Красота есть везде!", - в свойственной мэтру возвышенной манере комментировал Зайцев.
На подиуме под гимн советских физкультурников бодро прошагали ухоженные парни, демонстрирующие образцы спортивной и рабочей одежды. Богатой была коллекция, выдержанная в стиле "милитари", возможно, навеянная буднями "зоны".
Под советское ретро прокружились профессиональные нимфы в шитых золотом и бисером декольте, и сарафанах в весенних цветах.
"Посмотрите, вот это настоящее от кутюр!", - восклицал в микрофон Зайцев.
Восклицать было отчего - от шелкового ажура, изготовленного на "зоне" при помощи прибора для выжигания, до платья-мечты для Золушки, состроченному из пестрых конфетных фантиков. А еще была целая авангардная коллекция, выполненная только из веревки.
Зайцев обращал внимание публики на невидимые детали - как например, каркас из сеток, в которые в супермаркетах пакуют картошку, или тончайшие кропотливые детали, на создание которых, возможно, ушли месяцы.
Этим кутюрье спешить некуда - они отсчитывают годы.
"Конкурс проводится в целях повышения культурно-эстетического уровня лиц, осужденных к лишению свободы, раскрытия их творческого потенциала, нравственного оздоровления", - гласил пресс-релиз, подготовленный в стенах Федеральной службы исполнения наказаний.
Трогательную романтическую модель, названную "Барышня-крестьянка", придумала и сшила Наташа Шевченко.
На фото - прямой пробор ниспадающих русых волос, чуть курносый нос, в больших глазах грустинка - готовая героиня романтических баллад.
"Она отбыла уже шесть лет за убийство. В приговоре есть и грабеж", - рассказывает Ирина Гадаева, начальник Можайской колонии для женщин.
За плечами второго лауреата конкурса из этой же колонии - Галины Шаховой - также убийство.
"Кого они убивали?.. Мужчин...", - вздыхает полковник Гадаева. - У меня все такие сидят - за убийства и распространение наркотиков".
На подиум Дома мод Славы Зайцева выскочили малышки-модели. Эти наряды сделаны все в той же Можайской колонии, при которой есть дом ребенка.
Первого июня в международный день защиты детей в колонии был почти такой же праздник - самые юные обитатели "можайки" выходили на подиум колонии и демонстрировали наряды, сшитые их мамами.
"Наши дети ничуть не хуже ходят. Среди наших детей тоже много одаренных. А зрители наши были гораздо восторженней", - поворчала полковник, к которой малыши ее осужденных бегают за конфетами.
Сейчас у нее в доме ребенка 29 воспитанников, но к осени она прогнозирует пополнение до восьмидесяти новых подопечных - рождаемость в колонии, в отличие от всей России, высокая.
"Можайка" не похожа на тюрьму, там нет "колючки" и не ходят строем, за что Гадаевой, по ее признанию, иногда достается от начальства.
После торжественных и теплых речей об адаптации заключенных, моря цветов устроителям праздника и даже официальных приглашений тюремным модельерам к будущему сотрудничеству от членов жюри, она не выглядела радостной.
"Многие мои женщины возвращаются назад - они теряют связь с обществом, у них нет ни жилья ни работы. Возвращаются с теми же статьями или еще более тяжкими", - вздохнула начальник колонии с 30-летим стажем.
Кутюрье с мировым именем Слава Зайцев в этот день получил еще одну награду - медаль "За укрепление уголовно-воспитательной системы".