ПАРИЖ, 29 мая - РИА "Новости", Андрей Низамутдинов. Быть или не быть европейской конституции - ответ на этот почти шекспировский вопрос во многом будет зависеть от результатов общенационального референдума, который состоится во Франции в воскресенье.
Для вступления в силу Конституционный договор, который определяет основополагающие принципы функционирования расширенного Евросоюза, должен быть утврежден всеми 25 государствами-членами ЕС.
Между тем, как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения, более половины французов (53-55%) намерены на референдуме высказаться против евроконституции.
Более того, согласно самым последним опросам, большинство респондентов - свыше 70% - заявляли, что их выбор является окончательным.
Впрочем, и число колеблющихся оставалось еще довольно значительным, и именно на их убеждение политические лидеры, выступающие за евроконституцию, в последнюю перед референдумом неделю бросили все имеющиеся силы.
Кульминацией кампании стало обращение президента Франции Жака Ширака, который в четверг в четвертый раз за месяц выступил по телевидению и призвал соотечественников проявить "историческую ответственность" и поддержать евроконституцию, без которой, по его словам, "Европа будет буксовать в поисках невозможного компромисса, а мир продолжить ускоренное движение вперед".
Помимо право-консервативного Союза за народное движение и его партнеров по правящей коалици за принятие евроконституции выступили также многие лидеры Социалистической партии, которая является ядром нынешней оппозиции.
Однако большинство сочувствующих Соцпартии предпочли занять противоположную позицию. Коммунисты, левацкие партии и движения и сочувствующие левым профсоюзы также призвали голосовать против документа, считая его недостаточно социально направленным и опасаясь, что принятие евроконституции приведет к ущемлению социальных завоеваний французских трудящихся.
В лагере противников Конституционного договора оказался и крайне правый Национальный фронт, возглавляемый Жан-Мари Ле Пеном и традиционно выступающий против европейской интеграции.
Как полагают наблюдатели, в конечном итоге результаты референдума будут зависеть от того, сумеют ли лидеры социалистов преодолеть раскол в партии и убедить своих сторонников поддержать евроконституцию.
Фактически этот документ оказался заложником внутриполитической конфронтации левых и правых сил во Франции. Часть оппозиции увидела в нем хороший повод для того, чтобы под видом отклонения евроконституции высказать недоверие правящим кругам.
В политическом лексиконе появилось даже новое слово - "раффарендум", образованное от фамилии премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена. Придумавшие это выражение противники евроконституции прямо заявляют, что в случае отрицательного исхода референдума и премьер, и президент должны воспринять это как выражение недоверия и уйти в отставку.
В ответ и представители правящей партии, и та часть оппозиции, которая поддерживает евроконституцию, призывают не смешивать внутриполитическую борьбу с планами европейской интеграции. Однако, судя по результатам опросов общественного мнения, до последнего момента эти призывы не находили желаемого понимания.
Накануне референдума политологи рассматривали различные сценарии развития событий в том случае, если французы все-таки скажут евроконституции "нет". Большинство экспертов считает маловероятным, что европейские партнеры Франции согласятся на пересмотр документа, который уже одобрен рядом стран Евросоюза. Тем более, что руководители некоторых государств и самого Евросоюза уже неоднократно заявляли, что текст евроконституции пересматриваться не будет.
Наиболее вероятной представляется политологам возможность того, что по истечении какого-то времени во Франции будет организован повторный референдум, как это происходило в некоторых других странах после отклонения ими текста Маастрихтского договора.
По мнению экспертов, отклонение французами евроконституции не будет иметь катастрофических последствий, хотя, несомненно, затруднит функционирование европейских институтов и ослабит позиции Евросоюза как одного из политических и экономических полюсов современного мира.