Рейтинг@Mail.ru
Второй путь российско-европейских отношений - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Второй путь российско-европейских отношений

Читать ria.ru в
Дзен
Одна из главных проблем будущего российского народа и государства - отношения с Европейским союзом, который в политическом, социальном, идеологическом смыслах олицетворяет собой Европу. А отношения с Европой соответственно определяли и будут определять самоидентификацию России, пути ее развития. Думать об этом вопросе нужно много и всерьез. Причем не заменять его обсуждение ссылками на европейскость России по географическому положению – граница Европы по Уралу вещь условная, на объемы торговли – у многих североафриканцев тоже около половины экспорта идет в ЕС...

СЕРГЕЙ КАРАГАНОВ, Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике – РИА «Новости»

Одна из главных проблем будущего российского народа и государства - отношения с Европейским союзом, который в политическом, социальном, идеологическом смыслах олицетворяет собой Европу. А отношения с Европой соответственно определяли и будут определять самоидентификацию России, пути ее развития.

Думать об этом вопросе нужно много и всерьез. Причем  не заменять его обсуждение ссылками на европейскость России по географическому положению – граница Европы по Уралу вещь условная,  на объемы торговли – у многих североафриканцев тоже около половины экспорта идет в ЕС.

С Европой Россию объединяет ключевая часть  исторического и культурного наследия, христианство, раса. Но Европа всегда – особенно сейчас – это и свод ценностей, и  политическая культура. И то, и другое весьма подвижны. Нынешняя европейская политическая культура – при всей ее очевидной связи с культурой прошлых веков – содержит много принципиально новых черт.

В области политики и безопасности Европа ЕС пытается и небезуспешно – и мы должны быть благодарны ей за это – преодолеть проклятое наследие череды кровавых войн.

 Новая Европа отказывается от силовых  методов решения конфликтов, политики баланса сил, с каждым десятилетием все очевиднее ставит права человека и народов выше интересов государств, благосостояние – выше национальной гордости. Побеждает веротерпимость, новый коллективизм, концепция социального государства. И это на родине  религиозных войн, инквизиции, идеологии индивидуализма и капитализма.

Складывается новая постевропейская цивилизация и первый, похоже, относительно удачный прототип мирового правительства.

Триста лет тому назад русский царь Петр 1 выдернул страну из многовекового застоя, повернул к более удачной в техническом, социальном и политическом отношении европейской модели развития. С тех пор Россия неравномерно возвращалась  к Европе. Встав на коммунистический (тоже взятый из Европы) путь развития, ведший в тупик, стала удаляться от нее. Затем вернулась на магистральную дорогу. За почти пятнадцать лет наверстала удивительно много из упущенного. Год шел за три.

Европа и Россия снова сблизились. И тут выяснилось, насколько мы разные. Россия шла к Европе времен Де Голля, Черчилля и Аденауэра, а, подойдя, увидела Европу брюссельской бюрократии и новой политической корректности. Но не затруднила себя попыткой разобраться в этой новой Европе, которую создали западные европейцы и к  которой присоединились многие из центра и востока континента. Мы начали формально встречаться, особенно часто при Путине, но не ставили перед собой вопрос: а чего мы хотим от этой Европы и от этих отношений? Заявили только одну вызывающе бессмысленную цель: мы НЕ хотим войти в ЕС. Этим Россия обрадовала тех европейцев, которые не хотели утомлять  себя ее вовлечением  в новую Европу.

Объявили еще, что мы хотим быть навсегда самостоятельным центром силы.

И это с сокращающимся населением и долей в мировом ВНП, находясь на границе стремительно поднимающегося Китая и  разваливающегося расширенного Ближнего Востока.

За стремлением к такой «самостийности» проглядывает не просто недомыслие, но и желание части политикообразующего класса жить, как жилось:  не подчиняться общим законам, руководить без ответственности.

В результате взаимодействие России с остальной Европой очень скоро выхолостилось. Уже года два в отношениях ощущалась пустота, отсутствие вектора развития, стало нарастать взаимное недоверие. Если не использовать дипломатические умолчания, такое состояние называется кризисом. Из него было два выхода. Первый: обнажить его и заставить себя и партнеров определиться. Второй:  прикрыть, сделать вид, что его нет.

По разным соображениям, стороны выбрали второй путь, который и подтвердили подписанием 10 мая в Москве на саммите Россия-ЕС четырех «дорожных карт». Европейцы – потому что не хотят терять возможности влиять на Россию, а хотят держать ее поближе к себе в ситуации нарастающего межатлантического соперничества. К тому же они  привычно хотели выторговать себе какие-нибудь частные преимущества.

Россия  пошла на создание и утверждение этих поражающих своей неконкретностью документов,  неконкретностью, видимо, не желая рисковать, обострять отношения, не обладая достаточным бюрократическим аппаратом и умением  торговаться, зато имея весьма тяжелый имидж страны, идущей от европейских ценностей, от Европы.

Но дело сделано, документы утверждены. Сейчас надо идти дальше, ограничивая заложенную в них  угрозу создания представления о том, что все нормально, и предоставления бюрократическим аппаратам возможности ничего не делать в ближайшие годы.

России нужно срочно решать, чего мы хотим от Европы и не бояться ставить перед собой трудные задачи. Если НАТО начинает расширяться на Украину, значит, и мы должны быть в НАТО, тем более, действительно теперь уже в другом НАТО. Если ЕС тоже расширяется до наших границ, возможно, нужно принимать решение о форсированном поэтапном сближении и интеграции с ним – через политический союз, ассоциацию, зону свободной торговли и т.д. И тогда надо готовить новый договор с ЕС на смену истекающего в 2007 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 1994 г., и фактически не имеющих практического и юридического значения «дорожных карт». И не следует  сливать «по-козыревски» позиции по конкретным вопросам. А намеки на такие сливы, имеющие далеко идущие последствия, в «дорожных картах» наличествуют. Министр иностранных дел России начала 1990-х хотя бы знал, для чего сдавал:  ради нереалистичной идеи немедленного слияния с Западом. За бессмысленные уступки Россия  расплачивается нынешним подъемом антизападных настроений.  Надо, продумав все, решительно двигаться вперед, но не  повторять старые ошибки.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала