Политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев
Выставка античного искусства в Москве отозвалась в Берлине болезненным эхом – она опять прикоснулась к оголенному нерву проблемы перемещенных культурных ценностей.
В канун юбилейных торжеств по поводу 60-летия победы стран коалиции над фашистской Германией, в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Археология войны. Возвращение из небытия», где была представлена коллекция античного искусства, которая прежде никогда не показывалась. Устроители не скрывали, а, наоборот, подчеркнули тот факт, что это бывшее прославленное собрание античных предметов из берлинских музеев.
Выставка вызвала шок в культурных немецких кругах.
Считалось, что коллекция, которую берлинский курфюрст Фридрих III Бранденбургский в 1698 приобрел у главного антиквария Рима при папе Клименте Х, Джованни Беллори, погибла в дни русского штурма Берлина в мае 1945 года. И вдруг перед глазами изумленной публики предстали сразу 350 экспонатов, среди которых три великих шедевра: бронзовая статуэтка Зевса из Додоны с гранатом в руке и две вазы - с изображением схватки Геракла с богом морей Посейдоном и сценка с Гермесом, который пьяно пляшет в окружении козлоногих сатиров.
Представители Фонда культурного прусского наследия выразили сожаление, что Пушкинский музей осуществил проект «без уведомления и участия музеев в Берлине», что на все просьбы открыть доступ немецких экспертов к запасникам, где хранятся трофеи искусства, российская сторона отвечает отказом.
На мой взгляд, эти упреки не вполне корректны.
Античная коллекция - особый случай, и музей осознанно пошел на устройство выставки, чтобы, наконец, между Германией и Россией не осталось никаких тайн, никаких секретов в подвалах.
Не заметить благородного посыла этой выставки можно только сознательно.
Россия демонстрирует Европе, что в общем доме всякие недомолвки, секреты и прочая ложь - это анахронизмы холодной войны.
Те, кто посетил выставку, видел, что все выставленные предметы склеены из сотен мелких кусочков. Перед нами адская работа по реставрации. Теперь, когда завес тайны над античным собранием сдернут, окончательно стала известна вся цепочка фактов, которые прежде составляли государственную тайну.
То, что осталось от берлинской коллекции в мае 1945 года, представляло собой груду осколков. Все - бронза, керамика, кость, терракота - было в грязи, изуродовано, разбито, забрызгано смолой, измазано копотью. Это были десятки тысяч фрагментов!
Одно важное уточнение: никто не знал, что это за осколки, пока они не были заново сведены вместе. Можно было просто пройти сапогами по этой груде. Но вся страшная груда была расфасована по пакетам и уложена в 18 дощатых ящиков, которые были доставлены в Россию и отданы на хранение до лучших времен, в так называемый «особый фонд», который хранился в музейном хранилище в подмосковном Загорске. Там же, кстати, держали и полотна из Дрезденской галереи, включая шедевр Рафаэля «Сикстинская мадонна», и фризы Пергамского алтаря, то есть все то, что позднее было торжественно и безвозмездно возвращено музеям дружественной ГДР в период с 1955 по 1960 год и ныне стало достоянием всей Германии.
Этот факт почему-то сегодня забыт.
Оставалось последнее - коллекция Шлимана и груда непонятных осколков в тех самых ящиках.
Новая демократическая Россия поставила точку в порочной советской практике госсекретов в области муз - в 1996 году уникальная коллекция золотых предметов из Трои была выставлена на публичное обозрение, а месяц назад пушкинский музей явил миру коллекцию Фридриха и Беллори.
На то чтобы экспозиция состоялась, ушло два года каторжного труда. Каждый фрагмент был изучен, описан, промыт от грязи - особенно тяжело далось восстановление вещиц из кости - и с помощью современной техники сначала собран на экране дисплея, а уже затем склеен вручную. Определить, что реставраторы имеют дело с той самой коллекцией античных предметов берлинских музеев, удалось только тогда, когда первые вещицы были собраны в одно целое.
Неужели было бы лучше, если бы все оставалось лежать в руинах?
Эмоции немецких музейщиков - это, по сути, ностальгия по железному занавесу, когда вся Россия была одной сплошной тайной, и всем от этого было намного проще жить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции