Обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов
Чемпион мира по боксу россиянин Костя Цзю был менее известен соотечественникам, когда просто посылал противников в нокаут на рингах Европы и Америки. Сегодня его знает всё мужское население России от мала до велика. Двадцать четыре часа в сутки различные телевизионные каналы крутят рекламный ролик, где Костя Цзю прославляет некий одеколон «не для нежной кожи».
На протяжении семи десятилетий, когда Россия была отрезана железным занавесом от внешнего мира, ее население пребывало в почти полном неведении насчет такого явления современной цивилизации, как коммерческая реклама. Сегодня это коммунистическое табу рухнуло. Из запретного плода реклама услуг и товаров во всех её ипостасях – телевизионная, уличная или в Интернете – превратилась здесь в культовый объект всеобщего интереса, в излюбленную тему для начала светского разговора, вроде погоды.
Поговорить есть о чем. По подсчетам экспертов, в прошлом году в России рекламировалась 61 тысяча известных международных брэндов, тогда как десятилетие назад о них здесь не имели никакого представления. Только в одной Москве сегодня больше наружной рекламы – разного рода уличных щитов, перетяжек и электронных экранов, чем во всей Великобритании. В целом Россия превратилась в самое процветающее и быстрорастущее царство рекламы в мире: 32% роста за последний год. Причем, как считают эксперты, более коммерчески привлекательное для этой индустрии, чем даже Индия или Китай.
Об этом свидетельствует, в частности, география перемещения международного капитала. На свой кусок российского рекламного рынка, составляющего, по некоторым оценкам, 9 млрд долларов, нацелилась известная маркетинговая компания WPP Group. Она объявила о проекте сотрудничества с Видео Интернэшнл, крупнейшим рекламным агентством России, основанным экс-министром печати Михаилом Лесиным, ныне советником президента Владимира Путина.
Как сообщило агентство AFP, могущественная рекламно-издательская империя News Corp, принадлежащая медиа-магнату Руперту Мердоку, обратилась в начале мая к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) за целевым кредитом в 130 млн долларов (101 млн евро). Цель: инвестирование в рекламную индустрию России.
Мердок предполагает использовать кредит для создания региональной сети наружной рекламы, охватывающей кроме России еще несколько бывших советских республик.
Рынок наружной рекламы, по мнению Мердока, менее сопряжен с коммерческими рисками, чем телевидение или печатные издания. Но в любом случае его детищу News Corp придется учитывать два важных обстоятельства, характерных для российского рекламного рынка. А именно: взыскательный вкус российского потребителя, требующего сегодня самой остроумной и творческой рекламы, какая редко встречается даже в западной практике, и крутой нрав российских парламентариев, считающих контроль за рекламной индустрией чем-то вроде своего долга перед государством.
В конце апреля Дума приняла в первом чтении проект новой редакции закона «О рекламе», который отличается от действующего заметной суровостью. В частности, там полностью и категорически запрещается реклама алкогольных напитков на телевидении, в радиопередачах и на уличных щитах (увы, г-н Мердок). Новая редакция закона покончит с трюком использования так называемых «зонтичных брэндов», когда о спиртном потребителю косвенно напоминают с помощью рекламы газированной воды, конфет или маринованного перчика, выпускаемых под той же маркой, что и водка. Запрещается также демонстрация процесса распития спиртного в любой рекламе. То есть нельзя будет налить и выпить рюмку водки в ролике, посвященном, скажем, информации о газонагревателе или услугах семейного психолога.
«Такой подход значительно сократит количество рекламы алкоголя. Кроме того, этот закон будет гораздо легче соблюдать и контролировать и гораздо труднее нарушать», - считает Вячеслав Черняховский, научный сотрудник Российской академии рекламы. Его благожелательный оптимизм вряд ли разделяют практики рекламной индустрии, тесно связанные с производителями алкоголя.
Западные инвесторы в российский рекламный рынок должны быть готовы и к тому, что за качеством их продукции следит придирчивый глаз Федеральной антимонопольной службы. На днях ФАС оштрафовала на солидную сумму компанию «Чейл Коммьюникейшнз Рус» за порочную, с точки зрения службы, рекламу мобильного телефона Samsung X460. Рекламный ролик изображал драку девушек, стремящихся пройти кастинг на фотосессию с этим самым телефоном. ФАС нашла сцену драки слишком реалистичной и жестокой, а сам стиль поведения, используемый героинями рекламы для достижения цели – безнравственным.
За последний год рекламный рынок России, повторим, приобрел в профессиональных кругах репутацию рынка №1 в мире. Но реклама бессмысленна без товара, без сопряженного с ней бизнеса. Уникальный интерес рекламодателей к России подтверждает, что страна наращивает свою инвестиционную привлекательность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции