Рейтинг@Mail.ru
Надо ли России спешить в ВТО? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Надо ли России спешить в ВТО?

Читать ria.ru в
Вступит ли Россия в ВТО уже в следующем году? В начале этого месяца свою заинтересованность в скорейшем присоединении России к ВТО выразили главы ЕС и США. А с середины мая и Минэкономразвития РФ стало энергичнее убеждать общественность, что в ВТО надо вступать как можно скорее. Глава российской переговорной делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков встречался в этот период то с транспортниками, то с химиками, то с журналистами, и основный его тезис был - для России принципиальным является завершение переговоров с ВТО в этом году. «И есть основания на это надеяться», - повторял он...

Экономический обозреватель РИА «Новости» Нина Куликова

Вступит ли Россия в ВТО уже в следующем году? В начале этого месяца свою заинтересованность в скорейшем присоединении России к ВТО выразили главы ЕС и США. А с середины мая и Минэкономразвития РФ стало энергичнее убеждать общественность, что в ВТО надо вступать как можно скорее. Глава российской переговорной делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков встречался в этот период то с транспортниками, то с химиками, то с журналистами, и основный его тезис был - для России принципиальным является завершение переговоров с ВТО в этом году. «И есть основания на это надеяться», - повторял он.

По словам Медведкова, затягивание присоединения к ВТО приведет к "удорожанию стоимости входного билета". Это связано, во-первых, с тем, что требования других стран к России при присоединении к ВТО могут расшириться, если Москва не сумеет завершить переговоры до конца 2005 года. А во-вторых, могут появиться новые страны - члены ВТО, с которыми России придется вступать в переговоры. Например, в ВТО может появиться такой новый член, как Украина. Между тем «в  декабре  есть  хороший  шанс  завершить  процесс переговоров  на  понятных  условиях», - сказал Медведков. 

Мало уже кто в России сомневается, что вступать в ВТО надо, и что альтернативы присоединения к ВТО нет. Присоединение к ВТО может предоставить России доступ к новым средствам производства и технологиям и возможность участия в создании правил игры на мировом торговом рынке. Однако российский бизнес все же волнуется.

Понятно, что отрасли российской экономики, которые уже конкурентоспособны, скорее всего, получат выгоды от вступления в ВТО. Металлурги, например, его приветствуют. Председатель совета директоров ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов заявил, что не ожидает негативного влияния вступления в ВТО на российскую экономику, т.к. российская экономика уже сегодня тесно связана с мировой. ВТО может сыграть важную роль по защите российского экспорта за рубежом.

Кроме того, со вступлением России в ВТО иностранные компании получат лучшие условия доступа на ее рынок, чем у них есть сейчас. И российские, и иностранные инвесторы смогут обращаться к международному арбитражу, что должно позитивно сказаться на притоке иностранного капитала в Россию.

Однако российский автопром, легкую промышленность, авиаторов, сельское хозяйство и другие отрасли пугает возможная конкуренция с западными компаниями.

Известно, что большинство государств–членов ВТО дотирует и сельское хозяйство, и легкую промышленность. Понятно, что по уровню бюджетной поддержки, например, с ЕС Россия соревноваться не может. Поэтому некоторые российские отрасли могут не выжить в условиях глобальной конкуренции. Президент текстильной компании «Дон-текс» Анна Игнатова считает, что российская легкая промышленность не готова к вступлению в ВТО. По ее словам, на российских прилавках преобладает продукция из Турции, Китая и Индии. «Мы работаем не в равных условиях, - говорит она, - США дотирует сырье для текстильщиков, в Турции дотируется электроэнергия - до 25%. В России же условия резко отличаются в худшую сторону».

Директор компании «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» Виктор Ливанов говорит, что во многих странах-членах ВТО государство финансирует разработки новых самолетов в очень больших объемах. Например, в компании Airbus из 12 млрд. долл., необходимых на разработку новой модели самолета, 4 млрд. выделяет правительство ЕС. А в России – проблемы с доступностью «длинного» капитала. В итоге, по мнению Ливанова, российские самолеты смогут конкурировать с Boeing и Airbus только при соответствующем финансировании со стороны государства и отмене тарифов на импортные комплектующие, и то лет через 10.

Поэтому, если нет альтернативы самому вступлению в ВТО, то по срокам и условиям вступления такая альтернатива есть. Пока еще никто не ответил с чисто экономической точки зрения на вопрос: а зачем России так быстро присоединяться к ВТО?  По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, российские национальные рынки сейчас защищены слабо, а вступление в ВТО лишит Россию возможности усиливать эту защиту в будущем.

Кроме того, чтобы конкурировать на мировых рынках на равных, надо иметь соответствующий уровень развития экономики и четкую структурную и промышленную политику. По словам директора Института Европы РАН Николая Шмелева, экономика России сегодня не готова к вступлению в ВТО. «По некоторым оценкам, 90% обрабатывающей промышленности России в итоге ляжет, - говорит он. - Поэтому чем позже, тем лучше».

Сейчас, по данным ВТО, Россия находится на втором месте после Китая в списке наиболее дискриминируемых стран в мировой экономике. Причем чем выше добавленная стоимость российского экспорта, тем большее количество мер против нее принимается. Однако вопрос, станет ли Россия менее дискриминируемой страной по итогам переговоров, остается открытым. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала