Политический обозреватель РИА «Новости» Яна Юрова
Новая власть на Украине никак не может найти общего языка с российскими предпринимателями, ведущими там свой бизнес. А в последние дни, на фоне топливного кризиса в стране, противостояние обострилось.
Трения между верхушкой Украины и российскими бизнесменами начали нарастать после того, как новый президент Виктор Ющенко еще в начале весны заговорил о необходимости пересмотреть итоги приватизации в стране. А премьер-министр Юлия Тимошенко подлила масла в огонь, заявив, что правительство Украины совместно с Генпрокуратурой инициирует пересмотр уже закрытых уголовных дел по приватизации почти 3 тыс. объектов.
До сих пор нет точных сведений, кто же попадет в черный список на ревизию. Известно лишь, что этот перечень будет состоять все-таки из 29 объектов. Но отсутствие информации о том, кто же оказался в числе 29 "счастливцев", заставляет нервничать всех российских бизнесменов. Например, ходят разговоры, что в число объектов, которые планируется деприватизировать, войдет компания «Укртатнафта», владеющая Кременчугским НПЗ и контролируемая российской «Татнефтью». Не исключено, что возникнут проблемы и у Лисичанского НПЗ, принадлежащего «ТНК-BP Украина». В беспокойстве пребывает и российская компания СУАЛ, которой принадлежит Запорожский алюминиевый комбинат.
Вот на таком нервозном фоне украинские власти и сделали резкий шаг – ввели жесткое госрегулирование цен на топливо. То есть запретили нефтетрейдерам до конца года поднимать торговые надбавки на топливо выше 13 % от цены, установленной Министерством экономики Украины. Это притом, что традиционно на Украине с ее аграрным укладом весной и летом увеличивается потребление топлива, и цены соответственно возрастают.
Если учесть, что лидирующие позиции на топливном рынке Украины занимают российские компании – ТНК ВР, ЛУКОЙЛ, Татнефть и Группа Альянс, ясно, в чей огород брошен камень. Когда же бизнесмены попытались оспорить это решение, назвав такие методы регулирования нерыночными, то получили грозное предупреждение: антимонопольный комитет Украины возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий между ООО "ЛИНОС", ООО "ТНК-ВР Украина", "ЛУКОЙЛ Украина", "Литаско-Украина" и ОАО "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", а также по признакам злоупотребления монопольным положением на рынках нефтепродуктов - против ООО "Торговый дом ТНК-Украина". По итогам этих дел компаниям грозит штраф до 10% их выручки за 2004г.
Но короткой и победоносной войны уже не получилось. Нефтяники спорить не стали, пообещали сдерживать рост цен на топливо. Однако уже в начале мая они ограничили поставку нефти на Украину. Более того, с 16 мая на автозаправочных станциях "ТНК-ВР Украина" и "ЛУКОЙЛ-Украина" введено ограничение отпуска нефтепродуктов – 10 л на один автомобиль. С экономической точки зрения российские бизнесмены поступили вполне логично: чтобы сократить убытки, связанные с необходимостью поставлять на Украину нефть по цене ниже той, что складывается на мировом рынке, они решили поднять цену естественным образом. То есть просто резко сократили объем товара. По рыночным законам при неизменно высоком спросе цена должна подскочить.
Власти Украины восприняли эту меру не как экономический результат собственной политики, а как издевательство. Юлия Тимошенко была раздосадована до такой степени, что стала обвинять Россию в целом, что, якобы, та блокировала на несколько дней поступление топлива на Украину.
Были ли у Тимошенко шансы на победу ? Она сама признала, что 90% украинского рынка нефтепродуктов находятся в руках российских компаний. Ошибок в собственной политике она, однако, вслух не признает.
По мнению замдиректора Института СНГ Владимира Жарихина, даже если у российских бизнесменов на Украине все отберут, экономического урона Россия в целом не ощутит. Другое дело, что самой Украине этот с кровью оторванный кусок на пользу не пойдет, как минимум потому, что демократический имидж новой власти в глазах любых инвесторов сразу поблекнет.
Очевидно, что время работает на Москву, поскольку новая власть в Киеве с каждым днем все яснее видит, насколько украинская экономика интегрирована с экономикой России. Один только транзит российского газа и нефти через территорию Украины является крупной статьей дохода в украинском бюджете. Так что раздувать неудачный эпизод с российскими нефтяными магнатами до масштаба межгосударственного конфликта невыгодно обеим сторонам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции