Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев
Чехов стал одним из самых раскрученных брендов России наряду с черной икрой, столичной водкой, московским Кремлем и пасхальными яйцами ювелира Фаберже. Во всяком случае, нет более популярного в мире писателя, чем Антон Павлович Чехов, пьесы которого - хотя бы один раз в неделю, - не шли бы на театральных подмостках в Англии, во Франции, в Северной и Южной Америке и даже в Африке, где особенно популярна его пьеса «Вишневый сад».
Только в Германии и Швейцарии в прошлом году состоялось 12 постановок (!) всего лишь одной пьесы Чехова «Три сестры», среди которых несколько замечательных работ – постановка в Берлинском Немецком театре, режиссера Михаэла Тальхаймера, постановка Антуана Уидехага в Лейпцигском драматическом театре и спектакль Петера Хеллинга в Люцерне… перечислить все работы просто невозможно, да и не нужно.
Причем практически - вот фокус, - каждая работа сделана в авангардном ключе, например, три сестры Ирина, Маша и Ольга в постановке Петера Хеллинга живут на борту атомной лодки «Курск», которая затонула 12 августа 2000 года вместе с экипажем. Учитывая традиционный реализм Чехова, эти метаморфозы на сцене весьма удивительны.
Одним словом, гений Чехова актуален и как гений Шекспира продолжает волновать ум и сердца человечества.
Чеховское пенсне и его мягкая фетровая шляпа украшают афиши очередного - шестого по счету, - международного театрального фестиваля, который откроется в Москве 1 июня и продлится целых два месяца. В этом году акцент будет сделан на диалоге Запада и Востока.
Экзотическим прологом фестиваля станет его торжественное открытие в саду «Аквариум», где наш великий клоун Слава Полунин покажет нечто очень смешное и печальное в окружении французского уличного театра «Урбан Сакс», а это 50 саксофонистов, деревья украшенные белым пухом и танцовщики, подвешенные в воздухе над головами публики.
Вообще фестиваль обещает массу весьма оригинальных театральных впечатлений, где одно из самых острых - спектакль известного скандалиста швейцарца Кристофа Марталлера «Защита от будущего», сценой для которого станет бывший музей Ленина.
Другой бриллиант программы это уникальный спектакль «Шум времени» лондонского театра «Комплисите» в постановке выдающегося режиссера Саймона Макберни. Причем герой спектакля - композитор Дмитрий Шостакович, еще один бренд России, а музыкальный фон осуществит ансамбль «Эмерсон квартет». Еще один гость из Англии - театр «Нью Адвенчерз» покажет «Пьесу без слов», постановку, которая получила премию Лоренса Оливье как лучший спектакль- развлечение.
Конечно же, будет и Чехов! Англичанин Декланн Донеллан, покажет мировую премьеру «Трех сестер» в исполнении русских актеров.
Восток будет представлен на фестивале, например, театром «Ю» из Тайваня, который привезет в Москву неизвестный нам стиль и манеру существования на сцене - спектакль «Звук океана» на древнюю музыку Вонг. Это одновременно медитация, танец и ритм барабана, который погружает зрителя в особое состояние транса, очищения души от суеты и скверны. Русская публика умеет сопереживать персонажам спектаклей, а китайский театр из Тайбея делает героем зрелища саму публику, которая должна вместе с актерами пройти обряд духовного возвышения к небу.
Но и тут не обойдется без Чехова!
Японец Тадаси Сузуки, давний участник чеховских фестивалей и любимец российской публики, покажет пьесу «Иванов», который пройдет в рамках так называемого «Японского сезона в России».
К зарубежной программе будет добавлена и национальная программа российских спектаклей, где звездами первой величины блистают: работа Петра Фоменко «Лес» по пьесе Островского, поставленная режиссером с успехом в Париже на сцене «Комеди Франсез» и спектакль «Скрипка Ротшильда» (опять Чеховский рассказ!) режиссера Камы Гинкаса.
Театральное московское бьеннале под эгидой Чеховского фестиваля можно с уверенностью назвать самым престижным театральным форумом Европы наряду с фестивалями во французском Авиньоне и шотландском Эдинбурге. Сегодня именно эта триада задает моду в Европе.
Остается только напомнить, что Москва наряду с Лондоном и Парижем остается театральной столицей Старого Света, где примерное количество премьер достигает внушительной цифры - 230-250 театральных новинок в сезон.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции