Политический обозреватель РИА "Новости" Яна Юрова
Стабильно высокие мировые цены на нефть в последние несколько лет обеспечили России вполне благоприятную макроэкономическую ситуацию. Это привело к заметному росту благосостояния российской элиты. И сегодня прослойка граждан, которые могут легко купить себе яхту или самолет, составляет порядка 15 000 человек. По прогнозам аналитиков к концу в 2005 года численность мультимиллионеров в России достигнет нового рубежа – в 20 000 человек.
За последние три года спрос на товары и услуги класса де-люкс вырос более чем на 200%. Причем, у богатых людей в России формируются свои вкусы, пристрастия, и даже причуды. Еще недавно большой популярностью у этой прослойки пользовались 600-е Мерседесы, Мейбахи и Бентли. Теперь подобные покупки стали делом обыденным. Пришла мода на экзотику. Особым шиком считается заиметь в своем гараже коллекционный автомобиль, выпущенный 50-60-лет назад. Да и такие развлечения, как покупка острова в Тихом океане или приобретение породистого арабского скакуна, для «нового русского» сегодня тоже вполне доступны.
Эта ситуация заставляет рынок товаров, которые можно отнести к разряду роскоши, динамично развиваться. В результате престижные яхты, самолеты, автомобили, коттеджи, драгоценности, меха и прочие атрибуты роскошной жизни стали для местной торговли предметами особого внимания. Ведь бизнес этот очень выгодный, хоть и штучный. На сегодняшний день объем рынка товаров luxury составляет приблизительно $4 млрд.
В 2004 году в России количество яхт стоимостью от $1 млн. было продано в два раза больше, чем в предыдущем. По словам генерального менеджера компании «Prestige Yachts» (официального дистрибьютора таких известных производителей плавсредств, как Four Winns (США), Jeanneau (Франция) и Wim van der Valk (Голландия)) Мишеля Завадского, ещё пять лет назад рынок импортных моторных яхт в России практически отсутствовал. А уже по данным за 2003-й год сюда было ввезено около 400 новых катеров и моторных яхт. Из них около 20 штук – 20-25-метровые моторные яхты (66-83 футов). Большинство судов оседает в Московской области. Но некоторые достигают Поволжья и даже Сибири. Интересно, что рынок мог бы расти гораздо быстрее. Сдерживает его недостаток инфраструктуры: охраняемых и оборудованных мест хранения для яхт, заправок, сервисных центров. Тем не менее вокруг Москвы, на Чёрном море, в Поволжье и других регионах России строятся новые яхт-клубы. Более того, на рынке появляются проекты жилых посёлков с собственной мариной. Судя по всему, это только начало развития нового для россиян вида отдыха. Ежегодный рост рынка моторных яхт в России составляет 25 – 30 %. Интересно, уже достаточно много россиян владеет крупными яхтами – свыше 30 метров. Правда, хранятся эти престижные вещи в основном в Средиземноморье (Лазурный берег, Кипр, Хорватия).
В последние годы в России резко выросла и популярность бизнес авиации. Сегодня многие крупные российские компании имеют собственный отдел авиаперевозок и парк воздушных судов. В сегменте самолетов бизнесс-класса в 2004 году продажи выросли на 45%. По словам представителя компании Loyds Investments (официального дистрибьютера самолетов Cessna, Airbus, Embraer, Gulfstream , ACJ) Марины Сверкуновой, бизнес-авиация в России приобрела национальные черты. Поскольку до недавнего времени позволить себе зафрахтовать частный самолет могли лишь единицы, в России широко распространился чартерный бизнес. При этом бизнесмен или корпорация нанимали для полета либо российский лайнер, либо самолет западного производства и западного оператора. Постепенно полеты на дорогих самолетах стали привычкой, которая сохранилась даже тогда, когда бизнесмены стали приобретать самолеты в личное или корпоративное пользование. Сегодня в России такая покупка может находиться в весьма широком диапазоне: от $200 тыс. до $60 млн.
Что касается автомобилей, то на российском рынке присутствуют практически все дорогие мировые бренды. Причем, известные производители начали открывать здесь собственные дилерские предприятия. Так, в феврале 2005 года Mercedes-Benz открыл в Москве компанию «Даймлер-Крайслер Автомобили РУС», которая торгует легковыми и малотоннажными автомобилями марки Mercedes-Benz. А в марте здесь появилась студия Maybach и SLR. Осенью 2006 года компания Nissan Motor Co начнет продавать на российском рынке автомобили североамериканского "люксового" отделения Infiniti. Примечательно, что именно Россия станет первым из европейских рынков, где будет представлена марка Infiniti.
Если же говорить о новом увлечении русских богачей – коллекционных автомобилях, то в России спрос на этот товар бьет все рекорды. В 2003 году здесь открылось единственное в Восточной Европе профессиональное бюро по продаже и обслуживанию коллекционных машин Chromov Collection. По словам его представителя Никиты Киселева, спрос на рынке сегмента послевоенной классики пока превышает предложение. И это несмотря на то, что стоимость коллекционных экземпляров колеблется от $130 тыс. до $600 тыс. Круг потенциальных покупателей только в этом сегменте составляет примерно 200-400 человек каждые 4 месяца.
Но, пожалуй, самый неугасаемый спрос в России – на элитную недвижимость. По данным агентства Vesco Realty, специализирующегося на работе с недвижимостью класса люкс, сегмент элитного жилья в Москве (от 3000$ кв.м.) оказался устойчивым ко всякого рода катаклизмам, в том числе и к банковскому кризису, который пережила Россия прошлым летом. Если в целом на рынке городской недвижимости осенью 2004 года наблюдалась отрицательная динамика темпов продаж, а в некоторых случаях даже падение цены, то элитное жилье, наоборот, быстро дорожало, темпами в 1,5-2% в месяц. За последний год цена на элитное жилье выросла на 20-25%, и сейчас верхний порог цен на элитное жилье в Москве достигает $15-20 тыс. за кв. м., а стоимость самых дорогих квартир доходит до $12-15млн. При этом, несмотря на рост цен, все объекты раскупаются очень быстро.
Если говорить о тенденциях, то в Москве элитное жилье постепенно перебирается за пределы исторического центра города – Садовое кольцо, территориальные резервы которого скоро полностью исчерпаются. И если раньше только в районе так называемой «золотой мили» продавались элитные квартиры, то уже в ближайшем будущем дорогое жилье может обосноваться на Плющихе, в Замоскворечье, в районе Фрунзенской набережной.
Бурно развивается и рынок жилья в пригороде. Строится много новых коттеджных поселков. К концу 2004 г. их насчитывалось свыше 170. Но популярности они не завоевали. Продано было только лишь 4% от возведенного. Тем не менее спрос на землю в Подмосковье за 2003-2004 гг. вырос на 70-100%.
По мнению управляющего директора компании BLACKWOOD Марины Маркаровой, сегодня наблюдается дефицит предложения в элитном сегменте загородного жилья. Из всех коттеджных поселков, сданных госкомиссии в 2004 г., к элитному сегменту можно отнести всего несколько. В дефиците же остаются коттеджные поселки со следующими параметрами: не более 50 домов, жилая площадь не менее 500-1000 кв.м, земельные участки более 50 соток, наличие леса, водоема, охраны и необходимой инфраструктуры; социальная однородность поселка и расположение в пределах 30 км от МКАД. При этом экологически чистых и свободных участков в Подмосковье осталось мало. В результате цены на участки возле известного своими именитыми жильцами Рублевского шоссе в прошлом году несколько раз за сезон подскакивали, достигнув $90 тыс. за сотку.
Чтобы облегчить богатым покупателям поиск эксклюзивных товаров в начале 2005 года в России был даже открыт первый в стране кросс-маркетинговый проект в сфере товаров и услуг класса «де-люкс», который получил название Vladenie. По сути, это альянс производителей и дистрибьюторов самых дорогих вещей стоимостью от $1 млн. (самолетов, яхт, элитной недвижимости, коллекционных автомобилей, породистых скакунов, драгоценностей, островов и т.д.).
В рамках этого проекта открылся интернет-магазин очень дорогих вещей, где участники этого альянса размещают информацию о своих товарах. Здесь же планируется проводить интернет-аукционы для мультимиллионеров. Плюс к этому клиенты проекта получают ежеквартальный VIP-каталог. Чтобы принимать их заявки на выбранный товар, в проекте открыт специальный call-центр. Для облегчения системы оплаты участники проекта собираются совместно с одним из ведущих западных банков, специализирующихся в России на работе с VIP-клиентами, выпустить специальные дебетовые и кредитные карты VISA («золотые» и «платиновые»). Клиенты клуба Vladenie получат их бесплатно.
Суть проекта – в обмене целевыми аудиториями. Организаторы клуба Vladenie считают, эта схема поможет участникам альянса увеличить доли на рынке товаров класса люкс. По их расчетам, уже в 2005 году совокупный рост продаж в рамках проекта составит $100 млн.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции