ВИЛЬНЮС, 10 мая - РИА "Новости". Литва приняла на счет своего лидера высказывания замминистра иностранных дел РФ Владимира Чижова о президентах, воевавших на стороне фашистов и сочла необходимым сделать соответствующее заявление.
В интервью телеканалу Би-Би-Си Чижов сказал, что понимает, почему лидеры стран Балтии так остро реагировали на приглашение участвовать в торжествах по случаю 60-летия Победы над фашизмом в Москве. "Один из них является единственным живым главой государства, воевавшим на стороне немцев", - сказал Чижов.
Как сообщает служба новостей государственного литовского ТВ, Адамкус отказался комментировать слова российского дипломата, однако это сделал министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис, который назвал это высказывание "неприличным и циничным".
"Если это попытка намека на президента Литвы Валдаса Адамкуса, то мы должны еще раз напомнить, что Валдас Адамкус в то время был участником литовского вооруженного сопротивления советской оккупации, которое продолжалось до 50-х годов прошлого века", - заявил Валенис в интервью агентству BNS.
В период с августа по октябрь 1944 года будущий президент Литвы, носивший в ту пору фамилию Адамкавичюс, служил во 2-м полку сформированной в Тельшяй "Tevynes apsaugos rinktine" - так называемой "армии защиты родины" - командовал которой немецкий полковник Мадер.
Осенью 1944 года литовцы прикрывали отступление немецких войск под городом Седа, но им так и не удалось сдержать натиск советских войск. Оба полка Tevynes Apsaugos Rinktine были смяты, понесли большие потери, а уцелевшие подразделения отступили вместе с немцами в Восточную Пруссию, где были преобразованы в "Литовский саперный батальон", который позднее попал в окружение в "Курляндском котле".
После этого значительная часть солдат Tevynes Apsaugos Rinktine ушла в леса в тылу Красной Армии.
Сам Адамкус в мемуарах написал о службе во 2-ом полку с конца августа по 10 октября 1944 года, "когда под Мажейкяй началось массированное наступление советской армии. Сметая все вокруг, в городок ворвались русские танки. У нас не было оружия, мы не могли сопротивляться".
"Большинство жямайтийцев нашего полка полегло в окопах. Это была последняя попытка литовских солдат зацепиться за жямайтийскую землю и остановить русских. Живым оставалось только отступать", - рассказывает президент Литвы в книге "Имя судьбы - Литва".
Адамкус вспоминает, как ему удалось взобраться в эшелон с немецкой техникой и выйти "из смыкающегося кольца окружения".