Рейтинг@Mail.ru
США: фотографии военных лет напомнили ветерану "ленд-лиза" о молодости - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США: фотографии военных лет напомнили ветерану "ленд-лиза" о молодости

Читать ria.ru в
Дзен
Память о событиях второй мировой войны очень важна для сегодняшнего поколения, заявил ветеран американских военно-морских сил Григорий Гагарин, который во время второй мировой войны служил военным переводчиком в звании лейтенанта.

ВАШИНГТОН, 10 мая - РИА "Новости", Аркадий Орлов. Память о событиях второй мировой войны очень важна для сегодняшнего поколения, заявил РИА "Новости" ветеран американских военно-морских сил Григорий Гагарин, который во время второй мировой войны служил военным переводчиком в звании лейтенанта.

"Я думаю, что это очень важно для обучения молодого поколения, чтобы они могли понять те ужасы, которые тогда были", - сказал 83-летний Гагарин, пришедший на открытие в Вашингтоне выставки фотографий военных лет из архивов информационных агентств РИА "Новости" и "Ассошиэйтед пресс".

"Мы же видим, что советские, американцы, англичане, канадцы, - все были вместе на этой войне", - подчеркнул ветеран, по словам которого молодым офицером он участвовал в программе "ленд-лиза" и был свидетелем такого боевого сотрудничества между американскими и советскими летчиками, перегонявшими из США военные самолеты для советских вооруженных сил.

"Мы передали всего 125 самолетов - с апреля 1944 года до ноября 1945", говорит князь Гагарин, по словам которого он участвовал в отправке в СССР знаменитых "летающих лодок" - самолетов-амфибий "Каталина".

"Это был двухмоторный самолет, чтобы охотиться за подводными лодками", - вспоминает ветеран, добавляя, что "Каталины" строились в Филадельфии (штат Пенсильвания), а русские летчики "их принимали здесь в Соединенных Штатах в городе Элизабет-сити в Северной Каролине".

В обязанности лейтенанта Гагарина входил перевод во время приемки самолетов и знакомства русских пилотов с "Каталинами", которые затем небольшим группами своим ходом отправлялись из США в СССР.

"Русский командир экипажа подписывал бумагу и они улетали", - говорит он, вспоминая, что "летом они летали через Ньюфаундленд и Рейкьявик, а зимой из-за ужасной погоды им приходилось идти через Южную Атлантику и на это уходило целых сорок дней".

"Я смотрел каждый день, где кто находится, и я помню, что в среднем это было сорок дней", - говорит Гагарин, по словам которого зимой "Каталины" летели через Пуэрто-Рико на Вест-Индские острова, затем в Африку и через Дакар, Марокко и Тунис добирались до Черного моря.

На таком маршруте русским экипажам приходилось использовать английские военные базы и поэтому на борту каждой "летающей лодки" были также офицеры британских ВВС, говорит он.

Ветеран вспоминает, что во время переброски "Каталин" было два случая гибели самолетов. В первой партии из 25 машин на одном из последних отрезков это случилось в группе из четырех "летающих лодок".

"Самолет, который вел начальник этой группы полковник Васильев, исчез по дороге где-то в районе Норвегии", - говорит Гагарин, по словам которого это случилось в условиях сильной бури и самолет просто пропал.

"До сих пор неизвестно, что случилось", - говорит он, вспоминая, что второй случай произошел уже позже - в 1945 году, когда в ночное время, потеряв ориентировку, "летающая лодка" разбилась рядом с Элизабет-сити, упав в воду.

"Это были только два случая на 125 самолетов - все остальные долетели", - говорит Гагарин.

По данным российских и американских архивов с 1941 по 1945 годы по "ленд-лизу" в СССР из США было поставлено в общей сложности 14 тысяч 126 самолетов различных типов, что составляет примерно 20% от общего числа самолетов, произведенных в эти годы в СССР.

Советсике летчики летали на бомбардировщиках Дуглас A-20 "Бостон" и Норт-Америкен B-25 "Митчелл", на истребителях Белл P-39 "Аэрокобра" и Кертисс "Китихоук", на "летающих лодках" Консолидейтед PBY "Каталина" и транспортных самолетах Дуглас C-47 "Дакота" и других.

В годы войны общий объем поставок в СССР по "ленд-лизу" из США составил $9,8 миллиардов.

Роль американских поставок в пополнении ресурсов советских вооруженных сил во время войны отметил в понедельник министр обороны России Сергей Иванов.

"Значительную часть импорта составляли поставки из США по "ленд-лизу", которые не только являлись своевременной экономической помощью, но оказали также большую моральную и психологическую поддержу нашей стране", - подчеркнул Иванов, статья которого распространена по каналам американского информационного агентства UPI.

"Наша Победа. День за днем". Проект-акция

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала