Обозреватель РИА «Новости» Татьяна Синицына
Буряты, один из малых народов России, заговорили о необходимости создать резервации для той части населения, которая традиционно живет на берегах Байкала (юг Восточной Сибири). «Мы, всегда считавшие себя счастливцами, «избранниками» озера, в XXI веке оказались заложниками его величия, - говорит заместитель постоянного представителя Республики Бурятия при президенте России Валерий Старков. – Я родился на этих берегах и помню, как сначала Байкал называли «жемчужиной Бурятии», потом – «жемчужиной Сибири», «жемчужиной России». Теперь это уже - объект Всемирного наследия, однако народ от этого лучше жить не стал», - констатирует Старков. Он с тревогой говорит о том, что жизнь исконных бурят - рыболовов и охотников, так интенсивно ограничивается различными природоохранными запретами, что практически исчезает возможность жить своим трудом. «Поэтому-то и становится привлекательной идея создания резерваций. Это хотя бы даст средства для жизни», - считает Старков.
Слово «резервация» плохо вписывается в стилистику XXI века, вызывая ассоциацию с индейскими резервациями в США и Канаде, некогда созданными насильственно. Но чтобы народ сам пришел к идее резервации – должно случиться нечто экстремальное. Тем более, что Республика Бурятия – вполне равноправный, с точки зрения научно-технического и культурного уровня развития, субъект Российской Федерации. В чем же проблема?
В 1996 году уникальный резервуар планеты – озеро Байкал, 70% береговой линии которого приходится на бурятскую территорию, решением Х Сессии Комитета ЮНЕСКО было включено в Список участков всемирного наследия. Образовавшееся в доисторические времена в результате гигантского тектонического разлома, это озеро является самым глубоким в мире и содержит в своей чаше 5-ю часть всей планетарной пресной воды. Природа сокрыла этот удивительный водоем в горах, среди тайги, но, тем не менее, люди расселились на его берегах в незапамятные времена. Озеро всегда кормило, поило и питало дух и культуру аборигенов.
Престижно, конечно, быть зачисленным в «клуб» уникальных творений природы. Но люди, из века в век привыкшие жить у самой кромки воды, сразу же почувствовали потери. Сегодня предлагается увеличить заповедную побережную зону с 70 - до 500 метров, но ЮНЕСКО оспаривает эту предложенную Россией цифру и требует, чтобы экологическая зона составляла не менее 1,5 километров.
«Множество запретов и - никаких компенсаций за эти «неудобства», - сетует Старков, - в то время как вся жизнь байкальских жителей «завязана» на озере. Животноводам, например, пришлось переносить на новые места фермы крупного рогатого скота. Но и это не спасает от дополнительных расходов на создание дорогостоящих очистных сооружений: все многочисленные местные реки (кроме Ангары) впадают в Байкал. Современными должны быть пыле- и золо-улавливатели и т.д.».
В Бурятии ныне запрещены нефтебуровые работы, законсервировано богатое месторождение свинца и цинка. А теперь об этих богатых природных кладовых надо будет просто забыть, поскольку они попадают в черту новой экологической зоны. По требованию ЮНЕСКО, границы территории должны увеличиться с 30 тыс. кв. км до 90 тыс. кв.км. Однако если уж республика терпит значительные материальные убытки из-за статуса Байкала, то общество, несомненно, должно побеспокоиться и о тех, кого «всемирное природное наследие» сковывает по рукам и ногам.
Пока еще все эти нормы не стали законом, дискуссия продолжается. Недавно в стенах Министерства природных ресурсов РФ прошло бурное обсуждение доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране». В основу этого фундаментального труда положены последние материалы целого ряда научных институтов и учреждений, изучающих проблемы Байкала. «Пока природной мощи Байкала хватает для противостояния вреду, который наносят промышленные стоки. Но мы не можем быть спокойны и проводим политику минимизирования негативного антропогенного воздействия на озеро, - подчеркнул заместитель министра Валентин Степанков. - Человек же, который живет на этих берегах тысячелетиями, конечно, не приносит столь огромного вреда, какой несут предприятия, в частности, целлюлозно-бумажный комбинат».
Сегодня специалисты министерства работают над проектом Постановления правительства о механизме определения водоохранной зоны для водоемов России, включая и озеро Байкал. Этот нормативный акт станет основой для определения новых границ зоны, где будет исключена всякая хозяйственная деятельность. Но смогут ли существовать «лебеди» вдали от берега? Именно этих прекрасных птиц буряты считают своим тотемом. Волнующий гуманитарный вопрос не может остаться без внимания, в том числе, и мирового сообщества, раз уж оно признало Байкал «наследием человечества».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции