87 лет назад (1918) умер Нико ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани, родился в 1862 году), художник-самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового «наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников ХХ века
Родился Нико Пиросмани в селе Мирзани, в Восточной Грузии. В двадцатилетнем возрасте пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал молоком и молочными продуктами в своей лавке, которую вскоре продал. Принято считать, что точку в его коммерции поставила французская актриса Маргарита, которая не отвечала ему взаимностью, но и не отвергала. Однажды, в свой день рождения, она проснулась и увидела, как к ее дому стекаются арбы с цветами, и мир превращается в миллион алых роз. Говорят, что она нежно поцеловала Нико, но, испугавшись такого сильного чувства, на следующий день сбежала. Когда Пиросмани спрашивали о личной жизни, он всегда отвечал одно и то же: «Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру».
После продажи молочной лавки Нико Пиросмани стал зарабатывать на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков. Материалом для живописи служили клеенка, жесть, картон, краски собственного изготовления. Художник со свойственным ему непосредственным, наивно-поэтическим видением мира создал неповторимый, полный очарования мир сельской Грузии и старого Тифлиса. Рисовал горожан, мелких торговцев и ремесленников, крестьян, а также пейзажи, натюрморты, животных.
Его «открыли» весной 1912 года, когда из Петербурга в Тифлис на каникулы прибыли молодые художники братья Кирилл и Илья Зданевичи и француз Михаил ле Дантю. Друзья искали в живописи новые пути и приехали открывать в Грузии народное искусство. Искать пришлось недолго. В первом же трактире на привокзальной площади их ожидала целая галерея поразительных картин: животные с человеческими глазами, удивительные жанровые сценки, застолья, Шота Руставели и царица Тамара. Зданевичи и Дантю увезли из Грузии 85 картин художника. Впервые его работы были показаны на выставке «Мишень», организованной одним из основоположников русского авангарда Михаилом Ларионовым в Москве в 1913 году.
Последние годы жизни Пиросмани провел в нищете. Очевидец его последних минут вспоминает: «Весной 1918 года Пиросмани вошел в подвал на Молоканской улице, где жил, и лег спать на пол. Он был уже болен. Через три дня случайно я сошел вниз и в темноте увидел лежащего человека. Клетушка была завалена битым кирпичом и опилками. Не узнав его, крикнул: «Кто здесь?». «Я», - ответил Нико. Его узнали по голосу, а сам он уже никого не узнавал. Отвезли его на фаэтоне в больницу, где художник через день скончался в мучениях. Имущества у него никакого не было, могила его неизвестна».
Слава пришла к Пиросмани уже после смерти. Его сравнивали с Джотто и ставили выше Анри Руссо, статьи и монографии о нем написаны в России и Европе, Пабло Пикассо создал портрет Пиросмани. В 1969 году состоялась выставка его работ в Париже, в Лувре. Особым вниманием парижан пользовалась картина «Актриса Маргарита». К этой картине ежедневно подходила какая-то немолодая женщина. Продолжалось это до тех пор, пока грузинские художники не заметили, что было нечто общее - в разрезе глаз, в выражении лица, в манере держать себя - между этой постоянной зрительницей и изображенной на картине актрисой. Так Маргарита де Севр, живая, но постаревшая, снова увиделась со своим Пиросмани, сожалея о незабываемых годах своей юности, о великой любви... Она только и сказала с затаенной гордостью собравшимся репортерам: «Не подумайте, что Пиросмани относился к актрисе Маргарите легкомысленно, нет, нет, он любил ее, как истинный рыцарь!». Легенда об актрисе Маргарите обрела контуры реальности и вечную жизнь.
1919 - 86 лет назад открылась Одесская киностудия художественных фильмов (сейчас - кинокомбинат «Одесса-фильм»)
Первая кинофабрика, начавшая работу в Одессе , называлась «Мирограф». А в 1912 году одесситы уже смотрели первый художественный фильм - криминальную драму «Одесские катакомбы». В 1917 году предприниматель Д.Харитонов начал строить на Малороссийском (Французском) бульваре «фабрику кинематографических картин».
В мае 1919 года на базе частных кинематографических предприятий была создана кинофабрика, в 1922 году была реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), в 1929 году - в Одесскую кинофабрику «Украинфильм». В 1938-1941 годах - Одесская киностудия художественных фильмов. В годы Великой Отечественной войны входила в состав Ташкентской киностудии. С 1954 года вновь работает в Одессе.
На Одесской киностудии начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский кинорежиссер Александр Довженко. Его первые фильмы - «Вася-реформатор» и «Ягодка любви», последний, созданный в Одессе – «Арсенал» (1929).
После Великой Отечественной войны на киностудии работали Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий и др. На базе киностудии организовали Черноморскую кинофабрику, обслуживающую съемочные группы, приезжающие из Москвы. Ленинграда, Киева и других городов. В 1954 году кинофабрика преобразовалась в киностудию.
Киностудией выпущены фильмы «Белый пудель», «В поисках капитана Гранта», «Вертикаль», «Весна на Заречной улице», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Два Федора», «Десять негритят», «Зеленый фургон», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Капитан Немо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Узник замка Иф», «Чародеи», «Цыган» и многие другие.
Сегодня Одесская киностудия работает, выполняя государственный заказ на производство фильмов, предоставляет услуги отечественным и зарубежным кинокомпаниям.
60 лет назад (1945) назад в Праге (Чехословакия) началось вооруженное восстание против гитлеровских оккупантов
Первые стихийные вооруженные столкновения жителей Праги с гитлеровцами произошли уже 1 и 2 мая 1945 года. 5 мая началось Пражское восстание, придавшее выступлению народных сил общенациональный характер. Восставшие захватили вокзалы, мосты, центры связи. Город покрылся баррикадами.
Гитлеровское командование бросило на Прагу войска группы армий «Центр» под командованием фельдмаршала Шернера. Несколько суток пражане стойко отбивали атаки наступавших немцев. Но вскоре над столицей Чехословакии нависла угроза разрушения, а над ее защитниками - гибели. Чешский национальный совет обратился по радио к странам антигитлеровской коалиции с просьбой о помощи.
Советское Верховное Главнокомандование решило в кратчайший срок разгромить группировку Шернера, помочь восставшей Праге и завершить освобождение Чехословакии. 6 мая войска под командованием Маршала Советского Союза И.С.Конева, имея ударную группировку из десяти танковых корпусов - тысяча шестьсот танков под прикрытием тысячи девятисот самолетов стремительно двинулись вперед. 2-й Украинский фронт нанес удар в пражском направлении из района южнее Брно, а 4-й Украинский фронт после занятия Оломоуца развернул наступление с востока. Все подчинялось быстроте, темпам. Чтобы вовремя прийти на помощь Праге, 1-й Украинский фронт прорывался прямо через лежащие на его пути Рудные горы. Лозунг войск гласил: «Вперед, на Прагу! Спасти ее. Не допустить, чтобы она была разрушена фашистскими варварами». Удар оказался настолько внезапным, что уже 8 мая танкисты генерала Д.Д.Лелюшенко разгромили штаб группы армий «Центр». Шернер потерял управление войсками и бежал в горы. Совершив в ночь на 9 мая, по определению маршала И.С.Конева, «неимоверный по темпам восьмидесятикилометровый бросок», соединения танковых армий генералов Д.Д. Лелюшенко и П.С.Рыбалко на рассвете прорвались к Праге и завязали бои на ее окраинах. Вскоре в город вступили соединения 2-го и 4-го Украинских фронтов. К девяти часам утра 9 мая столица Чехословакии была свободной. А еще через двое суток последняя сражавшаяся во второй мировой войне группировка фашистского вермахта капитулировала северо-восточнее Праги.