Политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев
Сообщение BBC News о том, что искусствоведы признали подделкой самый известный портрет Шекспира, в кругах российских шекспироведов было воспринято как еще один аргумент в пользу открытия Ильи Гилилова. Который год за годом доказывал, что подделка – сам по себе Шекспир, а не его гениальное творчество.
Еще в 1999 году российский шекспировед Гилилов опубликовал книгу «Игра об Уильяме Шекспире» - итог 40-летних исследований. Труд Гилилова стал настоящей сенсацией в кругах специалистов. В своей монографии литературовед уже с полной уверенностью называет имя того, кто был Шекспиром, то есть написал под этим псевдонимом свои гениальные пьесы, поэмы и сонеты. Так вот, это были два человека, муж и жена, состоявшие в платоническом браке: эксцентричный Роджер Меннерс, пятый граф Рэтленд, и его молодая жена, Елизавета, дочь великого английского поэта Филипа Сидни.
Так называемый «шекспировский вопрос» вот уже почти 400 лет ставит в тупик историю литературы. Дело в том, что после великого Шекспира не осталось ни одной рукописи, ни одного письма, ни одного реального свидетельства о его существовании. Разве что – по стилю весьма странное для великого литератора завещание.
Тогда как даже самые третьестепенные поэты той эпохи имеют солидную базу данных.
Далее, смерть гения не оплакал ни один человек того времени, тогда как на смерть, например, его современника поэта Бена Джонсона откликнулись десятки писателей. Кроме того – возвращаясь к вопросу о завещании - сегодня окончательно ясно, что тот Шекспир из городка Стрэтфорд-на-Эйвоне, актер и пайщик театра «Глобус», которому приписывали великие произведения, был безграмотным и вместо подписи ставил точку.
Пытаясь разрешить загадку, шекспироведы выдвинули целый ряд фигур, которые могли бы претендовать на авторство гениальных пьес, среди которых были и философ Роджер Бэкон, и драматург Кристофер Марло. Граф Рэтленд тоже был в числе «подозреваемых», ведь именно в его замке в Бельвуаре была найдена рукопись, в которой узнали фрагмент пьесы «Двенадцатая ночь».
Труды ученых С.Демблдона, П.Порохщикова, К. Сайкса сделали фигуру графа наиболее приемлемой для разгадки тайны, например, выяснилось, что актер Шекспир посетил замок вскоре после смерти графа, где получил деньги от брата умершего. Сохранилась запись секретаря.
И все же не хватало решающего удара.
Его нанес Гилилов.
Долгие годы он изучал странный сборник эпитафий «Жертва Любви», изданный неким Робертом Честером - сохранилось всего 4 экземпляра этой книги. В результате его виртуозной работы отныне доказано, что этот погребальный венок и есть книга, где крупнейшие поэты Англии тайно оплакивают смерть тех, кто был Шекспиром, графа Рэтленда и его молодую жену, которая покончила с собой после смерти мужа.
Тайну этой истории охранял строжайший запрет сначала королевы Елизаветы, а затем короля Якова, которые были участниками этого маскарада, по крайней мере знали, кто автор великих произведений.
Эксцентричный граф Рэтленд еще в юности выбрал себе псевдоним Уильям Шекспир, под которым написал две первые поэмы - «Венера и Адонис» и «Лукреция». Вскоре он узнал, что есть реальный человек под этим именем - актер Уильям Шекспир, брутальный пьянчуга и безграмотный ловкач. В атмосфере тогдашних мистификаций идея сделать неуча гением была принята мгновенно. На мистификацию были брошены нешуточные силы и средства. Даже после смерти графа, который умер 35 лет в 1612 году, участники розыгрыша, графиня Пембрук и ее сын, остались верны памяти гения и ждали смерти стрэтфордского неуча. После смерти актера в Стрэтфорде был создан комический бюст великого Шекспира, а вскоре вышел в свет первый том произведений Шекспира с фальшивым портретом и биографией.
Так миф пустился гулять по свету.
Илья Гилилов сумел разоблачить мистификацию благодаря тончайшему анализу «Жертвы любви», и этим вошел в историю литературы. Часть почитателей его труда уже предложили выдвинуть шекспироведа на Нобелевскую премию.
В Англии работа Гилилова демонстративно не замечена и не переведена, как, впрочем, и множество его предшествующих научных трудов, проливающих свет на тайну величайшей мистификации в истории мировой литературы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции