Обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров
На днях Иран фактически выступил в поддержку российской инициативы создания на Каспии совместных сил быстрого реагирования с участием исключительно прикаспийских государств. "Прикаспийские государства должны прийти к общему согласию о создании сил быстрого реагирования", заявил официальный представитель МИД Ирана Реза Асефи.
Инициатива России изначально была направлена не только на борьбу с международным терроризмом и другими общими для региона угрозами, но и на то, чтобы не допустить появления на Каспии сил третьих, нерегиональных государств, и в первую очередь США, включивших каспийский бассейн в сферу своих интересов. Это в полной мере отвечало и интересам Ирана. Сумеют ли теперь Россия и Иран не пустить США на Каспий?
Идея создания коалиционных сил быстрого реагирования на Каспии далеко не нова. Еще в августе 2002 года под эту идею силами российской Каспийской флотилии на Каспии были проведены учения, основу замысла которых составили задачи оперативного реагирования не только на атаки террористов на нефтепроводы, но и на какие-то чрезвычайные ситуации в прикаспийских странах.
Присутствовавший на учениях высокопоставленный представитель военно-морского ведомства Ирана по достоинству оценил продемонстрированные Россией силы и средства и с деликатной иронией напомнил о декларируемой и Москвой, и Тегераном концепции «воспрепятствования милитаризации Каспия». Ирония, конечно же, была к месту. Уместной ровно настолько, насколько может оказаться запоздалым сегодняшний призыв Тегерана к другим прикаспийским государствам присоединиться к российской инициативе. А поводом для таких опасений может служить недавний «молниеносный» визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в Баку.
Визит был проведен в обстановке строгой секретности, что сразу же заставило вспомнить о заявлении командующего силами НАТО в Европе генерала Джонса о том, что США планируют разместить военные базы в зоне каспийского бассейна и разрабатывают программу «Каспийский страж» с перспективой на 10 ближайших лет. В рамках этой программы США особое место отводят Азербайджану, рассматривая его как выгодный район и для базирования мобильных сил быстрого реагирования, и для решения своих внешнеполитических вопросов в регионе, в первую очередь в отношениях с Ираном.
Примечателен и другой факт. Программа США предусматривает формирование отрядов специального назначения с задачами, аналогичными тем, которые в свое время предлагала Россия для коалиционных прикаспийских сил, а именно - «оперативное реагирование не только на атаки террористов на нефтепроводы, но и на любые чрезвычайные обстоятельства в прикаспийских странах». Командный центр, оснащенный новейшими радарными установками, будет размещен в Баку, и в его ареал ответственности войдет вся каспийская зона. По утверждению ряда аналитиков, принципиальное согласие официального Баку на эту программу уже получено. Реализация в регионе программы США "Каспийский страж" поставит под угрозу в первую очередь оборонные интересы России и Ирана. Проект включает системы наблюдения и за воздушным, и за морским пространством и возьмет под надежный контроль США огромную территорию.
Москва и Тегеран, пытаясь консолидировать военно-морские силы прикаспийских государств в общих интересах, в то же время выступают за «не милитаризацию» Каспия. Между тем и Казахстан, и Азербайджан, и Туркмения не скрывают намерений модернизировать свои военно-морские силы, в чем США, в отличие от России и Ирана, им активно помогают. Уже решен вопрос о безвозмездной поставке на Каспий для военно-морских сил Казахстана корабля водоизмещением более 1 тысяч тонн. На деньги США будет оборудована и вся береговая военная инфраструктура республики. То же самое США предлагают Туркмении и Азербайджану. Кроме того, говорят о том, что в Вашингтоне уже рассматривают план по созданию в регионе трехстороннего союза в составе США, Азербайджана и Казахстана с перспективой подключения к нему Туркмении, Узбекистана и даже Турции.
Российская же инициатива по-прежнему обсуждается на уровне СМИ. Вряд ли стоит ожидать, что все пятеро прикаспийских государств сумеют придти к устраивающему всех решению в вопросе «демилитаризации, не милитаризации или ограниченной милитаризации» Каспия. Свидетельством тому - хотя бы нерешенность правового статуса Каспия, в том числе бойкот Ираном и Туркменией договоренностей Азербайджана, России и Казахстана по разделу дна озера.
Не приходится сомневаться в одном. Приход США на Каспий явится безусловным фиаско политики, проводимой Москвой и Тегераном в этом важном для обоих государств регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции