Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская.
Российское кино пытается исследовать феномен терроризма – и избирает экшн. Нынешним посетителям кинозалов о терроризме нужно рассказывать динамичным, доходчивым и увлекательным языком, а то смотреть не захотят. В основной массе это молодые люди от 13 до 35 лет, не особенно озабоченные социально-политическими материями. Ровно год назад маститый режиссер Карен Шахназаров представил «Всадника по имени смерть» по книге 1909 г знаменитого теоретика и практика террора Бориса Савинкова. А в этом апреле как главное событие киносезона позиционируется психологический детектив «Статский советник» Филиппа Янковского по роману Бориса Акунина о схватке государства с терроризмом в 19 веке.
36-летний клипмейкер, сын культового актера Олега Янковского, снимавшегося в «Ностальгии» Андрея Тарковского и многочисленных лентах других талантливых режиссеров, создавая свой второй игровой фильм, сделал ставку на сверхпопулярных исполнителей, причудливую террористическую коллизию и визуальный глянец – дворцы, наряды, меха и завьюженный фантом зимней Москвы. Но фильм о том, как мобильная горстка профессиональных убийц с изможденными волевыми лицами и горящими глазами из сочувствия ко всем обездоленным уничтожает высокопоставленных чиновников, слишком уж перенаселен артистическим бомондом. Слишком уж лента пропагандирует красивую жизнь, чтобы стать серьезным психологическим исследованием терроризма.
А главные симпатии зрителей завоевывает негодяй номер один – самый гламурный персонаж картины, князь Пожарский, который ведет двойную игру: занимает высокий пост в полиции и одновременно тайно руководит действиями террористов. Этого провокатора играет оскароносец Никита Михалков, видный режиссер и киночиновник, часто философствующий в СМИ на тему государства и национальной идеи, учредитель национальной кинопремии «Золотой орел». В «Статском советнике» его имперские амбиции и недюжинный талант проявились в полной мере. Фильм снят на его студии «ТриТэ» – ему и отдана центральная роль, которая стала бенефисом.
Отрицательный герой в исполнении Михалкова оказался первостепенным художественным «оправданием» ленты.
Философия князя Пожарского проста. Натравливая террористов на не самых умных сановников и провоцируя все новые убийства, он объясняет это необходимостью вывести из «простоя» государственную машину, устремить Россию к прогрессу. На деле за всем этим стоит жажда власти, кровавых забав и манипуляций человеческой волей.
Такие «серые кардиналы» терроризма действительно встречались и в русской истории (одного из них звали Азеф), и в зарубежной. Сколько раз на службе у терроризма в 20 веке вдруг оказывались красивая жизнь, богатство, могущество, амбиции! Они парадоксальным образом дают ему жизнь, вскармливают, а потом неумолимо попадают в число его мишеней. Разбуженное зло терроризма неблагодарно и не знает моральных запретов.
Визуальная роскошь, крупные планы, по-рекламному красивые интерьеры и одежда заслонили патриотический мессадж: государству нужны преданные и честные защитники, их духовная сила и сплоченность. Главный оппонент князя Пожарского – статский советник, чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе Эраст Фандорин (сквозной супергерой популярных романов Бориса Акунина) в исполнении мегазвезды, Олега Меньшикова, - красив, но флегматичен и невыразителен. Призванный служить Отечеству и его высокопоставленным сынам, этот герой все время оказывается в позиции «над схваткой». Это не убедительное и боеспособное добро, а некая абстракция, которая обретает определенные очертания только к концу фильма. Гениальный сыщик, раскрыв террористический заговор и разочаровавшись во власти после истории с князем Пожарским, все же остается на службе.
Можно ли признать это хэппи-эндом? Уничтожена одна боевая группа, но на смену ей придут другие фанатики, нашедшие убийству новые оправдания, помимо вольно трактованной справедливости. На «Статского советника» идут и подростки, и взрослые – реклама многообещающая. Пресса и Интернет наперебой дают интервью звезд картины. Россия снова доказала, что при должном бюджете умеет снимать технически безупречные фильмы. А вот подавать идеи еще надо учиться. Забыли, как это делается, и привыкли преподносить откровения в соусе из гламура.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции