Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов
Явно отвечая западным критикам «отступления Москвы от демократических принципов», Владимир Путин высказал твердую убежденность в жизнеспособности российской демократии, несмотря на все муки ее становления после развала СССР. Обеспечение прав и свобод человека является, по его мнению, «критически важным» как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России.
Как ясно из содержания Послания, Путин не видит никакой непроходимой стены между историческими процессами совершенствования демократии в Европе и в России. В представлении президента, Россия «была, есть и будет крупнейшей европейской нацией», поэтому европейские идеалы свободы и справедливости всегда воспринимались российским обществом как «ценностный ориентир».
Такие демократические вехи, как реформа просвещения, развитие парламентаризма, формирование схожих правовых систем были пройдены Россией и европейскими государствами на протяжении трех столетий совместно, «рука об руку», напомнил Путин. Это продвижение Москвы по дороге европейских демократических стандартов будет продолжаться и впредь, обещал он.
Те западные критики, кто упрекал Кремль в излишней концентрации государственной власти, наверняка услышали в президентском Послании нечто для себя новое. А именно: Путин хочет ограничить всесилие государственных структур. «Государство не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество, - в категорическом тоне заявил президент. - Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный, повседневный быт, без необходимости стеснять хозяйственную инициативу людей».
Вместе с тем Путин дал понять, что не готов поступиться национальным своеобразием российской демократии. Тех, кто считает, что идеальная демократия только одна, например, со штампом «Made in USA”, и поэтому должна быть немедленно экспортирована на все широты и меридианы, ждало разочарование. В президентском Послании –2005 четко проводится мысль: как суверенная страна Россия «сама будет решать, каким образом - с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики - можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».
Интересны размышления президента на тему о национальных средствах массовой информации. Именно «соскальзывание российских СМИ, особенно электронных, к несвободе», так тревожит в последнее время критиков Путина, включая госсекретаря США Кондолизу Райс.
Российский президент напомнил, что в недавнем прошлом – имеется в виду эра правления Бориса Ельцина – российские олигархические группировки обладали неограниченным контролем над информационными потоками. И, разумеется, обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы.
С тех пор ситуация в СМИ существенно улучшилась, но все еще не устраивает Путина. В своем нынешнем Послании он потребовал усилить контроль Общественной палаты, нового национального органа, объединяющего авторитетных граждан и видных правозащитников, за «соблюдением телеканалами принципов свободы слова». СМИ должны быть равно доступны всем парламентским фракциям и отражать весь спектр общественно-политических сил, убежден президент.
Путин также хочет облегчить россиянам доступ к информации, которой обладают государственные структуры. В Послании содержится призыв к парламентариям принять как можно скорее Закон об информационной открытости государственных органов.
У представительной аудитории, внимавшей российскому президенту в одном из залов Кремля, не могло не появиться ощущения, что его терпение на исходе в том, что касается ущемления прав российских соотечественников за рубежом. Путин воззвал к международной поддержке для их защиты. В резком по тону пассаже Послания, явно адресованном в первую очередь Латвии и Эстонии, президент потребовал «на деле доказать свое уважение правам человека, включая права национальных меньшинств». Положение русскоговорящих общин в бывших советских республиках, а ныне в странах-новичках НАТО И ЕС не может быть предметом политического или дипломатического торга, подчеркнул Путин.
Судя по президентскому Посланию, Россия не будет отклоняться от вектора на европейские стандарты демократии и намерена требовать соблюдения этих стандартов партнерами и соседями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции