МУРМАНСК, 25 апр - РИА "Новости" Екатерина Козлова. В понедельник атомному ледоколу "Арктика" исполнилось 30 лет. 25 апреля 1975 года на ледоколе был поднят Государственный флаг, сообщили РИА "Новости" в Мурманском морском пароходстве (ММП), в чьем доверительном управлении находится атомный ледокольный флот.
Там отметили, что эксплуатация атомохода "Арктика" подтвердила экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах. Высокая надежность ЯЭУ, неограниченность районов плавания во время навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы.
В итоге затраты на перевозку грузов по Северному морскому пути уменьшились благодаря увеличению грузоподъемности транспортного флота, ускорению движения судов, расширению навигационного периода вплоть до круглогодичного в Западном районе Арктики.
В ММП напомнили, что 17 августа 1977 года атомоход "Арктика" впервые в мире прошел сквозь льды на Северный полюс, за что весь экипаж был награжден орденами и медалями.
В конце 1983 года караваны судов отечественного торгового флота застряли во льдах. "Арктика" пробилась в восточный район Северного морского пути и вывела из ледового плена Айонского массива не только транспортные суда, но и ставшие в одночасье беспомощными дизель-электрические ледоколы, рассказал представитель пароходства.
Он добавил, что "Арктике" принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с мая 1999 года по май 2000 года ледокол отработал в плавании ровно год без захода в порты.
Выполнение программы по продлению ресурса действующих атомных ледоколов в 2003 году позволило продлить ресурс реакторной установки "Арктики" до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов). "Теперь ледокол может осуществлять проводки судов по трассе Севморпути еще в течение 5-7 лет", - заметил источник.
По его словам, атомоход также был оборудован системой физической защиты для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних на борт судна и в его помещения.